К 120-летию со дня рождения Варвары Фёдоровны Степановой ГМИИ им. А.С. Пушкина, МГХПА им. С.Г. Строганова, Архив А. Родченко и В. Степановой подготовили выставку «В гостях у Родченко и Степановой». Экспозиция посвящена творчеству ведущих мастеров русского авангарда 1910-х–1920-х годов, их художественной и преподавательской деятельности. Более 250 работ – живопись, графика, фотографии, личные вещи из Архива А. Родченко и В. Степановой, работы студентов ВХУТЕМАСа, дают представление о «Доме Родченко и Степановой» как «территории нового искусства».

     - Родченко и Степанова всю жизнь работали вместе, - в одной стилистике, часто над общими темами - сказала на открытии выставки Марина Лошак, генеральный директор ГМИИ. - Роль творческого лидера, генератора идей, создателя оригинальных приемов принадлежала Родченко; Степанова в своей самостоятельной манере утверждала новации и была великолепным организатором.

     Выставка охватывает период с начала 1910-х до середины 1930-х годов. Это позволяет проследить развитие творчества художников от символизма через абстрактно-геометрическую живопись и графику к конструктивизму. Родченко пришел к конструктивизму в результате многочисленных художественных опытов; для него это был переход от живописи к дизайну, от абстракции к реальности.

     «Будущее – единственная наша цель», – провозглашали Родченко и Степанова. Они дали толчок развитию «магистрального художественного направления» искусства ХХ века, изменившего стиль и образ повседневной жизни. «Картина, превращаясь в опыт и научное  данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала Степанова. 

     В первом зале экспозиция воссоздает атмосферу, в которой работали и жили художники; показывает их дом как «сборочный цех» различных видов и жанров искусства. Здесь грунтовали холсты, пилили доски для подрамников и конструкций, чертили, вырезали из картона, делали переплеты книг, клеили коллажи, обсуждали проекты с коллегами и друзьями. Варвара Степанова вела деловую переписку, переговоры, записывала все происходящее, собирала и хранила документацию. Она часто была исполнителем, превращая эскизы и наброски в законченную обложку или рекламный плакат. Степанова, как вспоминают современники, была в тени Родченко, но ее присутствие в этом совместном пространстве было необходимо. Она поддерживала, была первым зрителем того, что в мастерской создавалось: картины и рисунки, объекты, фотографии.

      Художественная деятельность Родченко и Степановой была тесно связана с журналами «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», вдохновителем которых был Владимир Маяковский. Наиболее близко Родченко и Маяковский сотрудничали в 1923–1925 годах. Все обложки журналов, более десяти книг Маяковского, первые издания стихов Семена Кирсанова, Николая Асеева, Петра Незнамова выполнены Родченко. Он ввел плакатный сигнальный стиль в оформление обложек художественной и технической литературы.

     Варвара Степанова принимала участие в Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» 1919 года. Ее смелые, динамичные композиции из букв сегодня можно отнести к жанру визуальной поэзии. В каталоге выставки она назвала свою попытку соединения эмоционального восприятия звука и буквы «цветописной графикой».

     В 1921 году пять художников - Александр Веснин, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова и Александра Экстер - выставляют по пять работ в помещении Всероссийского союза поэтов на Тверской. Название представляет собой арифметический пример: «5х5=25». Выставка должна была стать завершением беспредметной живописи и переходом к дизайну, созданию рисунков для текстиля, моделей одежды, эскизам интерьеров, полиграфическим работам. Степанова в экспозиции и каталоге выставки представила работы из серии «Фигуры».

     Круг – одна из центральных форм в абстрактных композициях, проектах, конструкциях и даже фотографиях Родченко. Круг в серии эскизов художника «Концентрация цвета и форм» 1918 года воплощал идею свечения цвета. Круг олицетворял «вечный» двигатель в проектах росписи фарфорового сервиза 1922 года. Структура из линеарных окружностей создавала вибрирующую поверхность в эскизах тканей.

     Живопись Степановой 1921 года становится конструктивно-графичной. Фигуры начинают напоминать сложные технические устройства и механизмы. К 1921 году вопрос конструкции все больше волнует художников. Степанова уже не просто ищет анатомические основы схематизации, она старается передать с помощью линий структурные закономерности строения головы, торса, фигуры в целом.

     В начале 1920-х годов концепция конструктивизма пересеклась с направлением развития театрального искусства. Театр в поисках новых форм и средств выразительности пришел к утверждению близких конструктивизму фундаментальных, исходных начал. Постановка «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина в театре Мейерхольда продолжала конструктивистскую линию. Проекты костюмов были основаны на единой модульной сетке. Степанова нашла для каждого героя спектакля определенное сочетание геометрических элементов – темных и более светлых деталей. Себя она изобразила в костюме Брандахлыстовой, в длинной полосатой

      В 1923 году Степанова повторила опыт работы над оформлением спектакля. Ее постановка «Через красные и белые очки» была осуществлена студентами Академии социального воспитания. Декорацией был каркас трехгранной пирамиды, служивший и лестницей, и маяком, и стойкой для лозунгов. Типажи «красных» и «белых» визуально были решены в едином стиле: «Буржуй», «Военный», «Барыня» – белые. «Конструктор», «Рабочий» – «красные».

     Вершиной живописной части выставки стал знаменитый триптих Родченко 1921 года из серии «Гладкие доски», о котором он писал в 1931 году: «Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: Все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений. Каждая плоскость до своих граней имеет один цвет».

      В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится наследие Родченко и Степановой, переданное в дар в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым. Это самая большая коллекция произведений художников в мире: она насчитывает более 600 единиц хранения.

      Кураторы: Александр Лаврентьев, Архив А. Родченко и В. Степановой; Алла Луканова, заместитель заведующего отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; Алексей Савинов, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

             Выставка продлится до 8 марта 2015 года

Фото Аллы Буловиновой  

Яндекс.Метрика