В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка произведений Федора Рокотова  (1735/36 - 1808), одного из самых известных русских портретистов XVIII века. В экспозиции 40 эталонных произведений художника из  разных коллекций. Среди них – Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей, Эрмитаж, Музей В.Тропинина, Тверская картинная галерея. Это монографическая выставка Рокотова - третья за двести лет. Первая состоялась в 1923 г. в Третьяковке по инициативе Грабаря.

   Вторая – в 1960 году, в экспозиции которой были представлены и работы так называемого «круга художника». По словам Зельфиры Трегуловой,  директора Третьяковской галереи, весь XIX век портреты кисти Рокотова, на которых запечатлены представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голициных, хранились в семьях наследников. И только в 1905 году публика смогла увидеть их на Таврической выставке в Петербурге, организованной С.Дягилевым. Кстати, именно на ней впервые был представлен портрет А.П. Струйской. Ее раскосые глаза, полные тайной печали, гордости, нежности вдохновляли не только Рокотова. Известный поэт Николай Заболоцкий восхищенный Струйской, писал: «Ее глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач…».

   Загадочность, таинственность  приписывалась и самому Рокотову. Живописец не оставил своего портрета. Есть лишь изображение отца, екатерининского вельможи, князя Петра Ивановича Репнина. Рокотов был его побочным сыном от крепостной, которою потом выдал замуж за кузнеца Рокотова в своем подмосковном имении Воронцово.

   Князь Репнин часто приглашал Федю в гостиную, чтобы учился жить «среди господ». Как-то один из гостей, разглядывая рисунок Феди, заметил: «А мальчишка твой с талантом, найми ему учителя-рисовальщика, не пожалеешь». Этим приятелем был Иван Иванович Шувалов, будущий основатель Московского университета и Академии художеств. Но отец отправил 13-летнего Федора служить в Шляхетный корпус для дворянских отпрысков.  Со службы Рокотов вышел капитаном и по одному слову Шувалова был принят в Петербургскую академию художеств. В Петербурге Рокотов, получив известность, писал не только вельмож, но и саму Екатерину II, ее фаворита Орлова, их отпрыска – маленького князя Бобринского.

   Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II были созданы не самим художником, а учениками его мастерской. Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. Это была обычная практика того времени.

   Эта выставка,  готовящаяся 7 лет, - итог исследований длиною в полвека. Помимо лучших произведений автора она знакомит с портретами из собраний Третьяковки, ранее приписываемых Рокотову. Это портреты А.И. Куракиной,  П.Н. Голициной, «Неизвестной в темно-красном платье», «Неизвестного в губернском мундире» и «Неизвестного генерала». Рокотов первым заключил портреты в овальные рамы, экспериментировал с составом  красок, смело играл цветом. Неизменным оставался лишь его идеал женской красоты: удлиненный овал лица, миндалевидные глаза, прямой нос.

   Утонченный стиль рококо не позволял открыто выражать чувства, но Рокотов нарушил это табу. В «Портрете неизвестной в розовом платье» (моделью послужила красавица Варвара Новосильцова, одна из первых выпускниц Смольного института благородных девиц) демонстрировал прямой, чуть насмешливый взгляд, обаятельную женственность в облаке всех оттенков розового цвета и одновременно легкую надменность. Отличительной чертой портретов Рокотова являются не лики в напудренных париках, как того требовал «галантный век», а одухотворенные лица современников, всматриваться в них интересно.

   Экспозицию удачно сопровождает старинная музыка, а также стеклянные витрины с раритетами Эпохи Просвещения. Среди них журналы «Любопытный месяцеслов», «Трудолюбивая пчела» и первое масонское издание «Утренний свет», подписчиком которого был Рокотов. Вместе с другими проектами сезона («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории») выставка произведений Федора Рокотова дарит нам удивительное многообразие жанров русского портретного искусства.

     Выставка в Лаврушенском, 13,  продлится до 24 апреля 2016 г.

                            Нелли Проторская, Алла Буловинова (фото) 

Яндекс.Метрика