26 февраля в театре «Геликон-опера» прошла презентация выставки эстонского театрального плаката. Ее организатором стал Эстонский музей театра и музыки при поддержке Посольства Эстонии в РФ и «Геликон-оперы». Так случилось, что презентация выставки, приуроченная ко Дню независимости Эстонии совпала с печальным известием, полученным из Таллина. 24 февраля скончался Эри Клас –

выдающийся эстонский оперный и симфонический дирижер, много работавший в России. Маэстро учился в Таллинской и Ленинградской консерваториях у Г.Эрнесакса и Н.Рабиновича, стажировался в Большом театре у Б. Хайкина. В разное время Эри Клас был главным дирижером Королевской оперы в Стокгольме, руководил симфоническим оркестром в Орхусе (Дания), оркестром Голландского радио, филармоническим оркестром г. Тампере (Финляндия), с 2003 г. сотрудничал с Московским театром «Новая Опера» имени Е. В. Колобова ( 2006-2011 гг. был его главным дирижером). 15 октября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о вручении Эри Класу Ордена дружбы. На протяжении трех десятилетий его творческая жизнь была также неразрывно связана с Таллинским театром оперы и балета «Эстония».

   Для многих имя Эри Класа ассоциируется, прежде всего, с современной музыкой. Он осуществил мировые премьеры балета А. Шнитке «Пэр Гюнт» и его первого Виолончельного концерта (с солисткой Наталией Гутман), активно сотрудничал с Арво Пяртом и другими эстонскими композиторами. Среди осуществлённых записей — произведения Альбана Берга, Филипа Гласса, Джона Корильяно, Ларса-Эрика Ларссона, Эйноюхани Раутаваары, Эркки Салменхаары, Эдуарда Тубина, Альфреда Шнитке, Эйнара Энглунда.

   Посольство Эстонии в Москве и театр «Геликон-опера» посвятили презентацию выставки и прошедшую в этот день концертную программу памяти Эри Класа. Собравшихся гостей приветствовали Посол Эстонии в РФ Арти Хилпус и советник по культуре Дмитрий Миронов. Свое приветствие передал также художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, находящийся в данный момент в Хельсинки, где полным ходом идут репетиции оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского.

     Как отметил в своем приветственном слове Арти Хилпус, эта выставка эстонского театрального плаката, связанная и с театром, и с изобразительным искусством, и с музеем театра и музыки, во многом уникальна. Она представляет около 30 работ известного эстонского художника-сценографа Сильвера Вахтре и отражает характерные для развития искусства театрального плаката конца ХХ – начала XXI века тенденции сквозь призму творчества одного автора. Сильвер Вахтре — эстонский художник, лауреат различных театральных премий, член Эстонского союза театральных художников, за плечами которого должность главного художника пярнуского театра «Эндла».

     В рамках презентации выставки состоялось выступление примадонны Национальной оперы «Эстония» Хели Вескус. Воспитанница Эстонской академии музыки (1997) и Академии имени Сибелиуса в Финляндии (2010), Х. Вескус с 1999 года является солисткой Национальной оперы «Эстония». В репертуаре Х. Вескус – партии в операх В.А.Моцарта (Донна Эльвира – «Дон Жуан», Фьордилиджи - «Так поступают все»), Р.Вагнера (Изольда - «Тристан и Изольда»), Дж.Пуччини (Мими - «Богема»; Тоска - одноименная опера), Дж.Верди (Дездемона – «Отелло», Леонора – «Трубадур», Амелия «Бал-маскарад»), П.Чайковского (Татьяна - «Евгений Онегин»), К.М.Вебера (Агата - «Волшебный стрелок»), Р.Леонкавалло (Недда – «Паяцы»), Ж.Бизе (Микаэла – «Кармен»), Ж.Оффенбаха (Антония – «Сказки Гофмана») и многие другие; сольные партии в ораториях, мессах и реквиемах В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, А.Дворжака. Певица нередко выступает с сольными концертами. В 2004 году Хели Вескус стала обладательницей эстонской театральной премии за роль Барбары фон Тизенхаузен в одноименной опере Э.Тубина, а в 2008 году была удостоена премии Георга Отса.

   В исполнении Хели Вескус и пианиста Сергея Чечетко прозвучали арии из опер Ф. Чилеа, Дж. Пуччини, романсы С. Рахманинова и сочинения эстонских композиторов. Обладая голосом огромной выразительности и утонченной музыкальной культурой, певица умеет проникать во внутренний мир каждой из своих героинь, а великолепная вокальная техника, свободное владение музыкальными стилями различных национальных школ и эпох, умение убедительно и ярко раскрывать образное содержание исполняемого произведения позволили Хели Вескус овладеть богатым концертным репертуаром. Ее достойным партнером стал главный концертмейстер «Геликон-оперы» Сергей Чечетко, давно зарекомендовавший себя как блистательный интерпретатор оперной и камерной классики, что позволяет говорить о прекрасном ансамбле двух музыкантов, представшем в этот вечер перед гостями. Слушая их дуэт, так и хотелось воскликнуть: «Давайте оставим споры о границах и прочих государственных интересах для политиков и будем наслаждаться прекрасной музыкой, поистине не имеющей границ и объединяющей людей всего мира!».

            Ирина Новичкова, фото Антон Дубровский

Яндекс.Метрика