28 февраля в Театре Российской Армии прошел премьерный спектакль Александра Бурдонского "Этот безумец Платонов" по пьесе  Чехова, которую тот написал  будучи гимназистом. Пьеса была обнаружена  через 19 лет после смерти автора. Несмотря на сумбурность в ней просматриваются истоки зрелой чеховской драмы с ее душевными терзаниями и поисками счастья. Действие начинается в имении вдовы- генеральши Войницевой (Людмила Чурсина), где собираются соседи.

    Самый желанный гость  для хозяйки   и других скучающих дам - Михаил Платонов (Игорь Марченко), сельский учитель, интеллигент, подверженный рефлексии, считающий себя слабым человеком. А в реальности он дерзок в своих высказываниях, отчасти подобно Чацкому,  бесцеремонен с дамами и  без сомнения привлекательный  мужчина на местном безрыбье. Игорь Марченко в роли Платонова  уместен и убедителен.  

   По словам А.Бурдонского, в пьесе «Этот безумец Платонов»,  названной им  комедией, герои молоды, темпераментны, импульсивны, как сам Чехов,  Именно этим они  интересны зрителю. Хотя он противоречит сам себе, поскольку Людмила Чурсина, звезда театра, с задором играющая молодую вдову-генеральшу,  молодой актрисой не является. От  этого, несомненно,  некоторый  диссонанс  ощущается на сцене. И еще, кажется, со зрительской точки зрения, спектакль несколько затянут, особенно первый акт, где  многовато  эмоций влюбленных,  неуравновешенных дам.

   Платонов  становится эпицентром любовного многоугольника. Это очень разные женщины:  его наивная чистая жена,  умудренная жизненным опытом генеральша Войницева,  влюбленная до беспамятства  невестка генеральши Софья Егоровна. Он относится к ним  по-разному, но, похоже, до конца не отдает себе отчет,  на что способна каждая из них в случае его измены. В результате на первый взгляд водевильные  похождения  русского Дон Жуана оборачиваются трагедией. Жена травится,  Софья Егоровна, любовница, стреляет в него. От полученных ран Платонов умирает.  «О, дураки! Не могли уберечь Платонова!», - восклицает в конце один из героев. Вероятно, так думал и сам Чехов, иначе он вряд ли бы  дал герою  фамилию,  ассоциирующую с  философом Платоном. И тут можно вспомнить   строчки Федора Тютчека,  точно рисующие, отнюдь, не комедийный финал пьесы: «Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет – и не может. Нет ни полёта, ни размаху – висят поломанные крылья. И вся она, прижавшись к праху, дрожит от боли и бессилья…»

Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика