В интерьерах Дворца Н.А. Дурасова в Люблине  открылась выставка "Живописная летопись русской усадьбы". Основу экспозиции составляют картины и рисунки, в свое время украшавшие усадьбы Тверской губернии. Там нередко обосновывались самые именитые дворянские фамилии. Привлекали местоположение (на пути из Москвы в Петербург) и красота природы. Владельцы имений обустраивали свои жилища с дворцовым размахом, поражающим утонченным вкусом и гармонией.

Выставка, организованная объединенным музеем-заповедником Коломенское - Измайлово-Лефортово-Люблино, является продолжением ретроспективного выставочного проекта, посвященного различным аспектам усадебной культуры конца XVIII - начала XXвеков. Это уже пятая выставка проекта. В ее работе приняли участие объединенный музей-заповедник, Тверская областная картинная галерея, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей-усадьба "Архангельское", Московский музей-усадьба "Останкино",

Все работает на задачу погружения в атмосферу  русской усадьбы. Экскурсанты оказываются в окружении предметов мебели, художественной бронзы, светильников, старинных книг, дамских нарядов, бытовых мелочей, делавших жизнь уютной.

Семь рукописных альбомов из собрания музея А.С. Пушкина в разделе "Уездные барышни" знакомят с одним из главных развлечений молодых особ. "Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом, - с нежной иронией писал в "Евгении Онегине" Пушкин, - что все подружки измарали с конца, с начала и кругом... В такой альбом, мои друзья, признаться, рад писать и я". Между прочим, Александр Сергеевич, давший два полярных типа провинциальных девушек в образах Татьяны и Ольги, и свою Музу называл "уездной барышней".

 Стихотворные строки, встречающиеся в девичьих альбомах, посвящены исключительно любви и дружбе. Хотя иногда они перемежаются высокоморальными сентенциями вроде: "Добродетель и терпенье одолеют все мученья". Особо доверенные лица хозяйки альбома могли просмотреть предыдущие записи и как-то среагировать на них, подискутировать. Чем не прообраз интернет-общения в наши дни?

Написанное часто сопровождалось пейзажными видами, натюрмортами, аллегорическими композициями. В одном из альбомов находим весьма реалистичное изображение загнутого уголка, под которым якобы скрывается тайное послание. По этому поводу бытовало шуточное: "Кто прочтет секрет без спроса, тот останется без носа".

 Вообще, русская усадебная культура  буквально пронизана игровой стихией. Начиная с трогательного уголка-секрета и заканчивая куда более масштабными "обманками". Эксцентричный барин мог пригласить в имение многочисленных гостей и торжественно повести их по аллее, в конце которой возвышался белоснежный чудо-замок. Когда по мере приближения к нему становилось ясно, что это всего лишь высокий деревянный забор, выбеленный мелом и украшенный аляповатыми узорами, полагалось смеяться и ничем не выказывать разочарования.

Кстати, о чудачествах. Авторитетный исследователь старинных усадеб  барон Николай Врангель (к сожалению, этот одаренный человек, уйдя на фронт  добровольцем-санитаром, еще молодым погиб на полях первой мировой войны). Так вот в начале прошлого века он писал об истории здания, где открыта нынешняя экспозиция: "Ведь построил помещик Дурасов свой подмосковный дом Люблино в виде ордена св. Анны и со статуей этой святой на крыше - в память получения им  давно желаемого отличия. И, что всего курьезнее, дом вышел совсем красивый и до сих пор является одним из милых подмосковных памятников не только русского чудачества, но и вкуса... Дом снаружи и внутри содержится превосходно. Уцелели все фрески en grisaille в прелестной столовой, пейзажи в гостиной и дивный белый зал... Недалеко от дома стоят театр и два флигеля с фризами танцующих фигур; когда-то они служили помещением для крепостных актеров дурасовской труппы".

Стоит отметить чувство меры и вкус, с которым поданы экспонаты. Особый настрой создают безошибочно подобранные цитаты, предваряющие очередной раздел. Скажем,  пушкинское: "Люблю сей темный сад с его прохладой и цветами. Сей луг, уставленный душистыми скирдами, где светлые ручьи в кустарниках шумят".Или брюсовское: "В полях забытые усадьбы свой дивный дозирают сон".

Каждый уважающий себя владелец вывешивал в парадных сенях главного дома портреты предков.  Выставка, в частности,  предлагает вниманию посетителей великолепные образцы жанра из собрания князей Куракиных. Но все же приоритеты отданы пейзажной живописи, связанной с усадьбами. После золотого века эта тема обрела высокое звучание в серебряном. Когда со всей очевидностью прошлое начало рушиться. И нужно было запечатлеть уходящую натуру.

В 1912 году Станислав Жуковский, один из лучших русских пейзажистов импрессионистического направления, создает свои "Последние астры". Эта ностальгическая картина представлена в экспозиции. С нею соседствуют и работы талантливого художника Витольда Бялыницкого-Бирули. Любопытный факт: в том же двенадцатом году он купил в Тверской губернии, на берегу озера, участок земли, построил дом с мастерской и назвал его "Чайка".

О Чехове напоминает и камерное полотно "Дом в усадьбе Курово-Покровское". Точнее имя автора - художницы Софьи Кувшинниковой, ученицы Исаака Левитана (их связывали и личные отношения). Поэтому, когда Антон Павлович увековечил не очень симпатичную ему Софью Петровну в своей "Попрыгунье", та смертельно обиделась, а Левитан чуть не вызвал друга на дуэль. Несколько лет они не общались. Обидно. Особенно учитывая то, как мало им обоим было суждено прожить.

Еще одна полузабытая широкой публикой художница - Нина Симонович-Ефимова. Выставлены работы, на создание которых ее вдохновили родные пенаты -  знаменитое Домотканово, где проводили лето творческие люди.  И где любил бывать ее двоюродный брат Валентин Серов. Именно там он написал "Девушку, освещенную солнцем".  А Нина обожала зимы, проведенные в этом уголке "среди снежных полей, метелей, лесов и сугробов. Мама была учительницей в соседней сельской школе". Память о тех днях воплотилась в ее жизнерадостной "Масленице в Домотканове". 

"Легкое дыхание", приподнятое дачное настроение ощущается в любительских фотографиях рубежа веков.  Посиделки на крыльце. Катания на лодках. Чаепития в саду. Костюмированные детские праздники.  Велосипедисты и наездники.  Вальяжные господа и студенты. Барышни и  дамы с зонтиками. Няни с подопечными.  

Завершает  "Живописную летопись русской усадьбы " раздел, посвященный детству. Через предметный мир (портреты, игры, книги), через набоковские стихи ("Глаза прикрою - и мгновенно, весь легкий, звонкий весь стою...") усадебное детство трактуетсякак потерянный рай. С его умиротворяющим однообразием, цикличностью природных явлений, семейной иерархией и нравственными императивами...

Выставка продолжит работу до 4 июня 2017 года.

Лариса Ровнянская, фото Василий Грачев

Яндекс.Метрика