Выставка «Портреты Карла Брюллова» из частного собрания Санкт-Петербурга», открывшаяся в Третьяковской галерее, знакомит московскую публику и гостей столицы с 8 портретами мастера. Еще при жизни художника называли: «Карл великолепный», «Блестящий Карл». – Данный формат выставки с произведениями искусства высочайшего качества задумывался давно, и будет привлекать посетителей в залы музея, - сообщила генеральный директор галереи Зельфира Трегулова. – Выставка будет доступна до 24 июня 2018 года.

           

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

                                                                                                            О художнике

Карл Брюллов родился в семье выходца из Франции, преподавателя Академии художеств Павла Брюлло в 1799 году. В раннем детстве мальчик болел золотухой и много времени проводил в постели, Но страстно любил рисовать. Отец был очень строгим учителем и даже лишал сына завтрака, если тот не выполнил задание по рисованию. С 10-летнего возраста Карл обучался в Академии. В 1822 году за казенный счет отправился для дальнейшего обучения в Италию. Он блестяще закончил обучение в России, а выпускная работа художника «Явление  Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов» была отмечена наградой – золотой медалью. В 1835–м принимал участие в историко-художественной экспедиции в Греции, посещал Турцию. С 1836 по 1849 гг. руководил историческим классом Императорской Академии художеств. Из-за обострившейся болезни сердца в 1949 году отправился на остров Мадейра. Вскоре побывал в Испании. Через год переехал в Италию, где и скончался в 1852 году недалеко от Рима.

                                                                                                               Автопортрет

«Автопортрет» был написан художником за несколько лет до смерти. Этот портрет скопировал сам художник и его ученики - Лукашевич и Корицкий. Все известные копии написаны, как и первоначальный вариант на картоне, а авторское повторение – на холсте. Интересно, что оба авторских варианта, и обе копии имеют одинаковые резные золоченые рамы. Сравнение портрета на холсте  с эталонными произведениями Карла Брюллова выявляет очевидное совпадение манеры. «Автопортрет» очень понравился княгине С. Бобринской, именно по ее просьбе Брюллов поручил своим ученикам написать копии и потом предоставил ей выбор. Она выбрала работу Лукашевича. Сегодня эти копии хранятся в Русском музее и Научно- исследовательском музее Российской Академии художеств.

Великий князь Константин Константинович Романов в своем дневнике написал:

"12 декабря. Был в Академии художеств на торжественном праздновании юбилея К.П. Брюллова. Там собраны картины и рисунки этого художника, я дал для нее принадлежащий мне портрет Брюллова, писанный им самим".

 

                                               Аврора роковая


Центральное место на выставке занимает портрет Авроры Карловны Демидовой, урожденной Шериваль. Первые годы жизни она прожила в Финляндии, где служил ее отец. После второго замужества матери она переехала к тетке в Петербург. На балах, светских приемах юная красавица вызывала всеобщее восхищение. Ее воспевали поэты, в нее влюблялись. Среди поклонников  цвет русской поэзии – Баратынский, Вяземский, Жуковский, Тютчев. Композитор Виельгорский написал романс-мазурку с символическим названием «Аврора». Баратынский писал: - Выдь, дохни над упоеньем, соименница зари; всех румяным появленьем оживи и озари. -  Но Аврора не только «не оживляла», а напротив, роковым образом ускоряла гибель близких мужчин. Скоропостижно умерли два ее жениха. При этом Александр Муханов скончался за два дня до свадьбы. Над ней словно висело проклятье. Ей было уже 28 лет, когда императрица Александра Федоровна уговорила свою придворную даму выйти замуж за сказочно богатого П.И. Демидова. Брак был непродолжительным. Оставив годовалого сына, Павел Николаевич скончался в Германии. Через несколько лет Аврора Карловна вторично вышла замуж за Андрея Карамзина, сына прославленного историографа. Над портретом Брюллов начал работать в 1836 году. Процесс написания оказался не столь быстрым, как предполагал художник. Ученик Брюллова написал в дневнике: - Сперва занялся он головой: интересно и чрезвычайно поучительно  было видеть, как приступил он к делу… С каждым мгновеньем голова теряла материальность красок и как бы облекалась телом:  голубые глаза загорелись блеском, на щеках заиграл румянец, и малиновый рот принял какую-то бархатность – что весьма трудно в механизме живописи…

Итак, на выставке представлены два «Автопортрета», «Портрет Гагариной с сыновьями», «Портрет великой княгини  Елены Павловны», "Портрет молодой женщины у фортепьяно», «Портрет аббата», «Портрет А.Н. Демидова на коне» и «Портрет А.К. Демидовой». Третьяковская галерея приглашает на выставку всех почитателей таланта этого замечательного художника.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора (2)

Яндекс.Метрика