В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка знаменитого русского художника Василия Верещагина (1842-1904), мастера батальной сцены. Он был не только художником, но также военным, этнографом, литератором, философом. Всю жизнь он страстно ненавидел войну, считая, как Лев Толстой, что война – это чудовищное, грязное дело. Верещагин ненавидел и тех, кому она выгодна. «Война войне» - стало девизом его жизни и творчества. Известно, что власти не рекомендовали военным смотреть его работы.

 

Василий Васильевич Верещагин родился в семье помещика. Семья жила в окрестностях Новгородской губернии. В возрасте 9 лет он был определен в морской кадетский корпус. После окончания обучения, Василий недолго был на военной службе. Вскоре он поступает в знаменитую Академию художеств в Петербурге. За одну из своих картин получает малую серебряную медаль и едет во Францию, где становится учеником художника Жерома. Потом была Грузия, Средняя Азия. В 1869 году он устраивает «туркестанскую выставку», на которой показывает свои работы, написанные во время пребывания в Средней Азии. В 1877 году началась русско-турецкая война. Художник покидает Париж, и едет в Россию. По приезду тут же отправляется в действующую русскую армию на Балканы, участвует в нескольких сражениях, и в итоге получает серьезное ранение.

Верещагин – неутомимый путешественник. За свою жизнь он объездил множество стран,  впечатления от поездок воплотились в большие циклы этюдов и картин. Помимо европейских стран, он посетил: Индию, Тибет, Сирию, Палестину, США, Кубу, Филиппины, Японию. В его жизни была еще одна война – русско-японская. Василий Верещагин героически защищал Порт-Артур. Экспозиция построена в соответствии с сериями, посвященными военным походам и путешествиям художника: Туркестанская (1867-1874), Индийская (1874-1880-е), Балканская (1887-1881), Палестинская (1883-1885), Русская (1888-1894), Японская (1903-1904).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральное место экспозиции занимает картина "Апофеоз войны" (Туркестанская серия), определяющая основную тему творчества художника – войны и мира. На полотне - выжженная солнцем пустыня, синее небо. Но оно не утратило силы воздействия на зрителя и сегодня, специалисты и публика продолжают открывать в нем новые смыслы.

Особенно хочется обратить внимание на Палестинскую серию картин Верещагина, которая была подвергнута церковной цензуре в Европе и никогда не выставлялась в России. Экспонирование картин сопровождалось скандалом на выставке художника в Вене в 1885 году. Религиозный фанатик облил их купоросной жидкостью. Верещагин писал: - Разве я нападаю на идеи христианства или его Основателя? Нет, я питаю к ним величайшее уважение. – Он не переносил ханжества и не считал христианами тех, кто убивает себе подобных. Формулировал свою позицию так: - Христа уважаю, но правилам его мало следую. - Василий Верещагин, как никакой другой русский художник, имел международное признание. За 38 лет творческой деятельности у него состоялось более 70 персональных выставок в городах Европы и Америки, треть из них – в России. Вместе с тем искусство Верещагина ранило, обличало, зачастую вызывало отторжение у правящей элиты.

В киоске музея можно купить оригинальный памятный подарок - шелковый платок с персонажами или элементами картин Василия Верещагина.

Над созданием экспозиции работали:  С.Капырина, куратор, а так же С.Соловьева, Л.Торстенсен, И.Шуманова.

Выставка открыта до 15 июля 2018 года

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика