Первое, что приходит в голову, когда видишь в театральной афише - Сергей Довлатов «Заповедник»: да разве это можно поставить? Довлатов ведь это слово, легкий поворот интонации. Как это на сцену-то перенести? Конечно, у него масса юмора, но действия, как такового, практически и нет – ну, ходит человек, думает, водку пьёт, страдает, с самим собой разбирается… Ведь это, по сути, сплошной монолог, «быть или не быть» на два часа. Как театру с таким материалом справиться? Инсценировку по «Заповеднику» пишет сам режиссер Студии театрального искусства Сергей Женовач.

 

    Монолога здесь много. Практически все действующие лица – монологисты. Им высказаться надо, с собой поговорить, с собственной жизнью, а по большому счёту – с Богом, даже если они в него не верят. Или с Пушкиным – даже если не читали, потому что Пушкин тут, в Пушкинском заповеднике и, правда – всё! Абсолют! Без него ни слёз, ни жизни, ни любви, ни тебе даже зарплаты… Недаром в авторах пьесы стоят две фамилии – Довлатов, Пушкин.

Монолог главного героя проходит через весь спектакль. Актёр Борис Алиханов, играющий писателя Сергея Качанова – на деле, самого Довлатова – поражает естественностью. Игры не чувствуется вовсе – с нами разговаривает знакомый, узнаваемый человек. Как можно такую естественность сохранить при двухчасовой лавине текста?.. По-моему, тут настоящее чудо, переход через невозможное.

Без особого педалирования знаков времени, нас переносят в наше прошлое. Машина времени включается: зал – те зрители, что постарше – смотрит на себя прежних. Мы сами, юные и восторженные, бродим по Пушкинскому заповеднику, слушаем таких же восторженных экскурсоводов, посмеиваемся над высказываниями местных алкашей.

Проблема отъезда – навсегда, из родной страны – как прыжок в небытие, ведь никто не знает, что Там. А здесь остаться – пропасть без смысла, особенно если ты писатель и тебя не печатают. Почему не печатают? А нет объяснения. Вернее – оно в самом том времени, которое мы подзабыли, и вдруг, здесь, в театре, вспомнили со страшной ясностью и безысходностью. Но безысходности нет – довлатовский юмор не дает в неё погрузиться.

В декорациях – минимализм и точность. Вроде бы всё ясно: два мостика, один идет к нам из глубины сцены. Не то мостик, не то мостки над заводью, не то гать на болоте. Другой – кокетливо выгибается вверху. Таких сооружений много в русских усадебных парках. Два мостика – крестообразно. Это и перепутье, на котором оказался герой: уезжать или нет? И крест его страданий. И два мира – горний и дольний. В верхнем - пушкинские стихи читают и романсы поют, в нижнем – пьют без просыпа. Россия, словом, как она есть, всеохватно.

Интересный спектакль, смотреть стоит.

Наталия Ванханен, фото Александр Иванишин

 

 

Яндекс.Метрика