В "Школе современной пьесы» с успехом прошел спектакль «Последний ацтек» по пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер» (режиссура и сценография И. Райхельгауза). Анонсируя свою пьесу, драматург пишет: – Позвонил Геннадий Хазанов: есть идея! При встрече мне была передана пьеса Джеффа Бэрона «Приходящий мистер Смит». Должен признаться, что я так ее и не прочитал до конца. Но чужие сюжеты перекатывал еще отец наш Шекспир…». - Иными словами, автор, оттолкнувшись от чужого замысла, нашел свою драматургическую тропинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Премьера спектакля состоялась не в Театре Эстрады, а в Одессе, в русском драматическом театре. Как говорят в таких случаях, «шел в комнату, а попал в другую». В любом случае пьеса Виктора Шендеровича посвящена всем уехавшим и оставшимся. На сцене двое  - Татьяна Веденеева (миссис Уотсон) и Владимир Качан (Потерпевший Гольдинер). Они знакомятся благодаря несчастному случаю, Гольдинер по рассеянности попадает под колеса авто миссис Уотсон. Ее родители переехали в Америку из СССР, когда ей стукнул годик, и она чувствует себя аборигенкой, а он –  брюзжащий пожилой гомо советикус, обитающий исключительно на Брайтон-Бич уже 20 лет. Суд приговорил миссис Уотсон к 80 часам работ в доме Потерпевшего Гольдинера. Она появляется посреди разбросанных вещей и лежащего на диване с перевязанной головой хозяина, как залетная птичка из другого мира. - Чтоб ты сдохла со своим фордом. У меня переломаны ноги. Не морочьте мне голову со своей сраной Америкой… Мы победили Гитлера», - такой тирадой  встречает он нежданную гостью.  –  Прошло 100 лет, поменялись люди, страны, а вы все одно и то же, - отвечает миссис Уотсон. – Я за Путина, потому что так им всем и надо, - продолжает Гольдинер.  – Елку надо наряжать на Рождество, а не Новый год, - не унимается она. И так далее, и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постепенно комната преображается, приобретая уютный ухоженный  вид. И одновременно снижается накал диалогов, они приобретают чисто житейский, миролюбивый характер. Выясняется, что Гольдинер – вдовец, у него есть сын, который кажется по обязанности вместе с внуками, изредка навещает отца. А миссис Уотсон в разводе, но у нее есть, по ее словам, промежуточный вариант - "boy-friend". Годьдинер  влюбляется в молодую женщину, и она начинает относиться к нему с симпатией. Соседки судачат, замечая в Гольдинере явные перемены, видимые невооруженным глазом. Фира (Елена Санаева), ближайшая подруга его умершей жены, увещевает, призывает одуматься. И с присущим еврейскому народу глубоким проникновением в суть вещей язвительно произносит: - Когда умирает муж, то женщину называют вдовой, когда умирает жена, то  мужчина – жених». Селяви! И тут уж ничего не поделаешь, если речь идет о советских евреях или даже просто советских. Почти весь XX век в нашей стране женщин значительно больше, чем мужчин. И предложение намного превышает спрос. Причины разные: войны, революции, репрессии, алкоголизм... Заканчивается эта история на скамейке. Миссис Уотсон добросовестно отработала присужденные 80 часов. Гольдинер назначает ей встречу на берегу океана и приносит в подарок пирожное «картошка», которое сочинили советские хозяйки по причине нехватки всего и вся. И самый дорогой его сердцу сувенир - пионера с горном, созывающего на линейку. Миссис Уотсон с благодарностью принимает дары и из-за отсутствия ручки пишет губной помадой свой телефон на скамейке. Годьдинер, оставшись один, стирает ее телефон, превращая цифры в ярко красную полоску. Встретятся ли они еще раз в этой жизни в Нью-Йорке? Кто знает…  Как часто говорят религиозные евреи: - Знает только Всевышний (Га шем).

Почему Иосиф Райхельгауз изменил название пьесы Шендеровича? Наверное,  потому что для американки миссис Уотсон, занимающейся давно жившим племенем ацтеков, советский до мозга костей Гольдинер - последний ацтек уходящей цивилизации.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Павел Смертин

Яндекс.Метрика