5 июня в филиале МХТ им. Чехова  – Доме-музее К.С. Станиславского в Леонтьевском переулке, состоялся пресс-показ спектакля «Мюзикл XVIII века «Любовь побеждает», который появился на свет благодаря проекту Творческого центра «Музыкальный журнал» и Кабинета музыкальных театров СТД РФ. Проект «Международная творческая лаборатория «Русская классика – музыка мира» получил в 2017 году грант Президента Российской Федерации. Главная идея проекта – объединить с помощью русской оперы русскоязычное население в разных странах, 

  

для чего в Москве и собрались молодые вокалисты из Молдовы, Приднестровья, региональных театров России. По оценке музыкальной критики, «Скупой» В.А. Пашкевича занимает одно из почетных мест в ряду отечественных опер 18 века. Василий Пашкевич (1742-1797)  в детстве был певчим, обучался игре на скрипке, потом служил учителем пения в Академии художеств. С конца 1770 гг. Пашкевич сотрудничает с Вольным российским театром К.Книппера. В театре были поставлены четыре оперы композитора. Пашкевич занимал особое место  при дворе Екатерины II, преподавал в Придворной певческой капелле. После  смерти императрицы был уволен без назначения пенсии. О драматурге Якове Княжнине (1740-1791) известно, что он был женат на дочери первого российского профессионального литератора Александра Сумарокова. В молодые годы служил в качестве переводчика в канцелярии «Иностранной коллегии». Затем перешел  на военную службу и вскоре был обвинен в растрате казенных денег и лишен дворянского звания. Прощенный императрицей Екатериной II Яков Княжнин работал секретарем у И.И. Бецкого, главного попечителя воспитательных учреждений. В 1783 году его избирают членом Российской Академии. 

 

                          

Сюжет оперы «Скупой» восходит к одноименной комедии Мольера «Скупой». Яков Княжнин перенес фабулу в свое время и в обстоятельства российского мещанского быта. Елена Езерская, автор и художественный руководитель проекта, сделала свою версию популярного сюжета. Пытаясь помочь племяннику, Миловиду, жениться на Любиме – воспитаннице старого скупца Скрягина, графиня Марфа Марецкая влюбляет в себя Скрягина. А помогает ей слуга Миловида – Пролаз, который убеждает Скрягина в том, что графиня – выгодная партия для женитьбы. Любима, уже достигшая совершеннолетия, интересуется у дядюшки своим приданым – она хочет выйти замуж за Миловида, но Скрягин под различными предлогами отказывает ей… В конечном итоге, Скрягин поддаётся на уговоры графини и интриги слуги, и дорога к свадьбе Любимы и Миловида открыта. Музыкальная часть произведения состоит из арий и ансамблей, хоры отсутствуют. Звучат  остроумные реплики, например «Я уже лет десять, как от женских дел, то есть тел отошел…» Зритель подпадает под обаяние  молодости, задора, веселой интриги. Все артисты стараются на пределе своих возможностей. И у них получился яркий, искрометный, как глоток шампанского, музыкальный спектакль, который идет всего лишь 45 минут.

Музыкальным координатором проекта Международной творческой лаборатории «Русская классика – музыка всем» с  молдавской стороны является выдающийся вокалист, народный артист СССР Михаил Мунтян.  В этом году он отметит свое 75-летие. - Я рад тому, что у нашей молодежи открылись перспективы для реализации творческого потенциала, - сказал мэтр. - Буду делать все зависящее от меня, чтобы этот проект успешно развивался по горизонтали и вертикали. Гениальный Чайковский, сказал, что музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу.

И его пожелание уже отчасти сбылось. После Москвы постановку увидели в Кишинёве и Тирасполе.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика