Театр «Геликон-опера» завершил 28-й сезон премьерным спектаклем «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке А.С. Пушкина. «Опера-небылица в лицах в трех действиях», - написал об этом произведении либреттист  В.И. Бельский. Сначала премьера «Золотого петушка» в постановке Дмитрия Бертмана состоялась в Немецкой опере на Рейне в Дюссельдорфе, и вот спустя два года на сцене Геликона в зале «Стравинский». В качестве дирижера-постановщика выступил маэстро Владимир Федосеев.

Со строчки в блокноте начал работу над этой оперой Римский-Корсаков: «Кири-ку-ку! Царствуй лежа на боку!». Она и превратилась в основной рефрен оперы. К сожалению, Римскому-Корсакову не довелось увидеть свою пятнадцатую оперу в театре, цензура не пропустила. Композитор переносил чудовищные издевательства. Сатирическая сказка била власть предержащих, и та раздражалась, узнавая в чертах героев себя или своих близких. Премьера состоялась лишь через год после смерти Николая Андреевича в 1909 году. Ни в Мариинке или Большом, а в Московской частной опере С.И. Зимина. Спустя 109 лет можно сказать, что «Золотой петушок» снискал популярность во многих странах мира.

Дмитрий Бертман обращается к «Золотому петушку» во второй раз. Сюжет захватывает вневременной актуальностью. Первая постановка была осуществлена в 1999 году. И молва гласит, что в спектакле были задействованы все сотрудники театра, включая  уборщиц, гардеробщиков, охранников. Это неординарное решение массовки, конечно же, принадлежит режиссеру-постановщику. Сегодня некоторые зрители могут сравнить две постановки. По словам Бертмана, в «Золотом петушке» нет положительного героя, задачей композитора было осрамить Додона. И это получилось сполна. В сценах с участием Алексея Тихомирова (царь Додон) и Лидии Святозаровой (Шемаханская царица), с одной стороны, постепенно нарастает сочувствие к старику Додону, который потерял голову от красоты Шемаханской царицы. С другой, - он жалок и смешон, потому что не видит издевательств и коварства Шемаханской царицы. Хочется  крикнуть в раздражении: - Додон, опомнись! Хотя в таких случаях ничего не помогает. Любовь слепа. А конец получился печальный: царство лишилось царя. То есть весь народ осиротел и не знал, как жить дальше без царя-батюшки. 

Кристоф Майер, директор Немецкой оперы на Рейне, отметил, что сочетание сказки, сатиры и комедии в «Золотом петушке» делает эту оперу интернациональной. - Я рад иметь таких фантастический друзей в «Геликон-опере». Самая большая разница между нашими спектаклями состоит в том, что в Геликоне на сцене присутствуют и актер в костюме петуха (Кирилл Новохатько), и живой петух, а у нас искусственный. Петух Игорь прошел с нами весь репетиционный процесс, но в последний момент его появление на сцене запретили и вернули домой на ферму. Такая получилась история. В спектакле принимал участие потрясающий русский певец, а за пультом стоял наш главный дирижер Алекс Кобер, которому, на мой взгляд, удалось передать все краски музыки Римского- Корсакова.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Ирина Шымчак

Яндекс.Метрика