В Музее изобразительных искусств на Волхонке открылась знаковая выставка "От Тьеполо до Каналетто и Гварди". Ее уникальность заключается в том, что впервые в едином пространстве представлены в таком многообразии работы, иллюстрирующие взлет итальянской живописи рококо. Экспозиция насчитывает 57 произведений из нескольких музейных собраний: Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, Галерей Италии - Палаццо Леони Монтанари, ГМИИ им. А.С.Пушкина. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

 

На пресс-показе посол Паскуале Терраччано сказал: - Наши страны издавна близки в культурном отношении. И ныне эти связи по-прежнему прочны. Образно говоря, мы построили за последние годы немало мостов, и сегодняшняя выставка - один из них.

Куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова продолжила мысль о взимопроникновении двух великих культур:

- Еще Петр Первый, задумывая Летний сад, заказывал скульптуры для него именно у венецианских мастеров...

Она напомнила об огромном вкладе отечественных коллекционеров прошлого, благодаря стараниям которых музей располагает настоящими сокровищами итальянского искусства. В частности, плафонными композициями Тьеполо, которые не сохранились даже на его родине. Джованни Баттиста Тьеполо считается наиболее цельным выразителем духа Венеции яркого, праздничного в своей направленности XVIII века. Его полотна - настоящая феерия цвета и эмоций.

Джованни К.Ф. Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы (ему, собственно, и принадлежит сама идея проведения совместной выставки) в своем выступлении обратил особое внимание на два шедевра - "Непорочное зачатие" Тьеполо и "Экстаз святого Франциска" Джамбаттисты Пьяццетты. В наших музеях отсутствуют работы Пьяццетты. Тем более ценно для российских ценителей непосредственное знакомство с творчеством этого художника.

 

Нельзя пройти мимо впечатляющего полотна Каналетто "Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей", принадлежащего ГМИИ (в Виченце нет произведений выдающегося живописца, да и в самой Венеции сохранились лишь единицы). Его отличают не только красочность и масштаб изображения, но и топографическая точность.

Вообще, на выставке представлены самые разные жанры и стили. Есть образцы городских пейзажей, получивших название "ведуты". Например, работы Луки Карлевариса. Есть живописные фантазии на тему одновременно сугубо земного и мистического города ("каприччо"), например, у Франческо Гварди. Пьетро Лонги посвятил себя жанровой живописи, напоминающей творчество "малых голландцев". Попадаются работы, кажется, не вписывающиеся в общий контекст. Фреска  "Андромеда" Луи Дориньи абсолютно органично встраивается в искусство двадцатого века. А натюрморты Элизабетты Маркиони - это вечное. Женское стремление к уюту и красоте повседневности...

Выставка "От Тьеполо до Каналетто и Гварди" продлится до 14 октября 2018 года. Затем экспозиция будет показана в Виченце. Выставка, как отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, "станет важным шагом в развитии партнерских отношений итальянских и российских музеев".

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика