В выставочном зале медиацентра парка "Зарядье" открыта уникальная выставка "Изображая Россию", представляющая 55 работ из собрания ГТГ. Среди них есть, конечно, знаменитые произведения. Например, "Сиверко" И. Остроухова, "Вид на Кремль в ненастную погоду" А.Саврасова, "На севере" И.Левитана, "Купола и ласточки" К.Юона. Однако восемьдесят процентов показанного находится в запасниках Третьяковки. Поэтому спешите увидеть. Тем более что всем посетителям через определенные временные интервалы предлагают компактную,

 

 но четко расставляющую акценты экскурсию. У экспозиции четкая структура, она делится на разделы, что помогает осмыслить увиденное. Первый раздел "Столица" предваряют такие слова о Москве: "В XIXстолетии художники пытались смягчить, а в XX-м - подчеркнуть ее дерзкую яркость". В этом ряду внимание привлекает небольшое произведение Е.Моисеенко "Зарядье" (1980). Автор не преследовал цель дать точное изображение улиц и зданий, он предложил свое видение района, воплощенный в линиях и красках гений места.

Раздел "Исследуя страну"дает представление о масштабе запечатленного. Художники писали с натуры. И если уж брались за изображение Крайнего Севера, Дальнего Востока, Черного моря, Кавказа, Крыма, то отправлялись прямиком туда. И это в те времена, когда транспорт сильно уступал современному. Мастера фиксировали природные феномены, пытались донести метаморфозы  природного освещения, давали зрителям возможность представить себя в эпицентре водной стихии (как это делал когда-то великий Айвазовский).

Есть несколько работ художниц. Например, лучезарный "Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве" Екатерины Юнге (урожд. Толстой), мастера пленэрной живописи. Или "Рожь" Ольги Лагоды-Шишкиной, второй жены выдающегося живописца. Простая по решению картина наполнена восхищением перед плодоносящей землей. Третьяков приобрел эту камерную вещь уже после смерти автора. Ольга прожила всего тридцать с небольшим лет, она скончалась через полтора месяца после тяжелых родов. Шишкин писал другу: "Какую утрату я понес... Что это был за человек... Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли".

В "Традиции и сказках" видим творения не Васнецова, скажем, или Билибина. А Н.Гончаровой, авангардистки, классическим канонам предпочитавшей плоскостное изображаение и ярчайшие (каких, может, и в природе не бывает) краски. И вполне себе сказочного Б.Кустодиева. На выставке представлены его картины, созданные уже после революции. В них - вальяжное купеческое житие-бытие, дородные купчихи, пузатый самовар, накрытый стол, солнце через край. Тяжело больной художник, видевший, как тяжело болеет его страна, такой рисовал Россию. Он убегал от реальной страны в другую, основательно приукрашенную его ностальгией.

"Время, вперед!", как нетрудно догадаться, о тридцатых с их чеканным шагом. "Разработка карьера строителями. Прииск "Сомнительный" Н.Денисовского, "Северная весна" Е.Зверькова и другие похожие работы. Везде убийственно серое, свинцовое небо. Столбы, рельсы, паровоз, черные фигурки людей. Ни проблеска солнца, ни деревца. Могло ли такое искусство поднять настроение тем, кто родился, чтоб сказку сделать былью? Художники как бы декларируют: мы воспеваем труд, а не красоты природы. Все эти ваши елочки и березки по ведомству Шишкина и Левитана. Но вот тоже стопроцентно советский пейзажист Н.Ромадин от лиризма не отрекся. В разделе "Ничего не меняется в природе" демонстрируется его нежнейших тонов пейзаж, написанный в есенинских местах.

Одним из открытий для широкой публики можно назвать творчество почти неизвестного ныне Александра Борисова (1866-1934). Ему посвящен целый раздел "В области вечного льда". Одноименная картина - самая масштабная в экспозиции Написана в 1896 году, тогда же ее приобрел для своей галереи Павел Третьяков. " В области вечного льда" в последний раз выставлялась в 1934 году. Борисов - первый живописец, побывавший в Арктике (там он, кстати, занимался и метеорологическими наблюдениями). "Его метафизические работы прекрасно корреспондируют с тем, что переживают посетители парка, проходя по разным павильонам и попадая из одной точки страны в другую", - сказала гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Лариса Ровнянская

Яндекс.Метрика