В Театральной школе (Зеркальный зал) усадьбы Люблино открылась компактная, но очень познавательная выставка "Французские парфюмеры в Москве в конце XIX- начале XX века". Это путешествие в мир красоты не только на уровне обоняния. Самое пристальное внимание парфюмеры уделяли дизайну флаконов, упаковке, этикеткам, рекламным плакатам. Тому, что радовало глаз. Между прочим, "броская внешность" адресовалась скорее мужчинам, нежели женщинам. Если дама будет долго нюхать, перебирать варианты, размышлять,

 

то представитель сильного пола не раздумывая купит для своей избранницы нечто в самой яркой коробочке или в самом впечатляющем флаконе...Французам, конечно, большое спасибо. Первая фабрика парфюмерных изделий в Первопрестольной открылась в 1843 году благодаря усилиям Альфонса Ралле. К числу особых достижений мастера можно отнести предложенные им так называемые "шлейфовые ароматы". Те, которые на морозе приобретали хрустальную нотку, и потому они получили в дамской среде название "зимних духов". Их наносили на меховые воротники и шляпки, муфты и перчатки. От одних названий духов Ралле кружилась голова: "Нильская лилия", "Русская фиалка", "Серебристый ландыш", "Источник любви", "Букет Наполеона".Но не только романтика бралась на вооружение. Как же без юмора? Вот пример рекламного словотворчества основанного в конце XIX века "Товарищества парфюмерной фабрики провизора  А.М.Остроумова": "Если бы Наполеон пользовался остроумовским "Наполеоном", Жозефина никогда бы ему не изменяла".

В 1861 году в Москву прибыл выходец из семьи промышленников Генрих Брокар, который решил основать здесь собственное дело. Парижанину и карты в руки, ведь именно он спустя пару лет изобрел принципиально новый способ изготовления концентрированных духов. Правда, первое, что было изготовлено на его новом производстве в Теплом переулке, - это три вида мыла, ставших долгожителями: "Детское", "Медовое" и "Янтарное". В дальнейшем талантливый и предприимчивый парижанин вместе с московским купцом В.Германом основал знаменитый "Торговый Дом Брокар и К".

Это были весьма продвинутые в своем деле люди. В книге "Увлекательный мир московской рекламы" (составитель Н.Карась) рассказывается о таком ярком эпизоде в истории фирмы: "В 1878 году начал работать магазин на Биржевой площади... Г.А.Брокар выпустил в продажу специальные коробки, заключавшие в себе 10 предметов парфюмерии: духи высшего сорта, цветочный одеколон, люстрин для волос, туалетный уксус, крем "Снежинка", вазелин, пудру "Лебяжий пух", пуховку, саше и кусок мыла. Все это было миниатюрного размера, но в изящной упаковке. Вся коробка стоила 1 рубль, о чем была сделана соответствующая реклама в газетах... Эффект получился грандиозный: новый магазин был осажден многочисленной толпой... В один день было продано в розницу за 6 часов более 2000 коробок. При помощи полиции пришлось устанавливать очередь перед входом".

На выставке в Люблино можно увидеть многое из того, что производилось "Торговым Домом Брокар и К", а также другими лидерами парфюмерного дела в России. Многочисленные, но не терящиеся на фоне друг друга, флаконы. Стеклянные, фарфоровые, золоченые, с надглазурной росписью, лепкой. Флакон в виде Эйфелевой башни (в Париже его аналоги с дешевой туалетной водой можно найти в любой сувенирной лавке). Демонстрируются флаконы с механизмом-распылителем и с усовершенствованным вариантом - пульверизатором. Флаконы с ручкой. Даже пробки, если они сами по себе достойны внимания. Как, например, стеклянная пробка-бюст все того же Наполеона. Парфюмерные коробки, обтянутые бархатом или шелком. Изящные коробочки для кремов. А также различная мелочь: мыльные палочки, пилочки для ногтей, точило для бритв и т.д. Есть на выставке крупногабаритные экспонаты вроде туалетного столика с подвижным зеркалом. И чуть поменьше размером: раковина, миска и кувшин для умывания. Плюс полотенце. В этой же мини-экспозиции представлен экзотический для нас предмет: тетрадь "для записи белья". На раскрытой страничке две колонки: "Сдано прачке" и "Получено из дома". Все четко.

Представлено огромное количество рекламных этикеток. Их звездный час - начало прошлого века, ознаменовавшееся торжеством модерна. И это отразилось в сюжетах и символике. Растительные орнаменты, диковинные птицы, прелестные женские головки, волнистые линии. Или амуры, как на этикетке духов "Люби меня". Выставка несколько шире заявленного в ее названии. Попала в поле зрения авторов экспозиции и парфюмерия, украшавшая жизнь советской женщины. Одеколон "Московский Кремль" (флакон в форме кремлевской башни - кто его не помнит из современников той эпохи?). Строгий дизайн духов "Белая сирень". И подзабытый одеколон "Лель" с лубочным пастушком на этикетке.

Выставка "Французские парфюмеры в Москве в конце XIX - начале XX века" продлится до 31 марта 2019 года.

Лариса Ровнянская

Яндекс.Метрика