В Третьяковской галерее (в Лаврушинском переулке) открылась камерная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Сергея Зарянко. Сын крепостного, получившего вольную и уехавшего с семьей в Петербург, он начинал как мастер интерьерного жанра. Писал также иконы, создавал изящные миниатюры. Однако вершиной его художнического дара стали портреты. В экспозиции представлено девять его произведений, входящих в собрание музея. Впрочем, знакомство с картинами Зарянко начинается с экспоната номер десять.

 

Это великолепный (из тех, что называют "психологическими") портрет самого художника, исполненный его учеником Алексеем Колесовым. Они были друзьями. Сергей Константинович даже выступил в 1863 году поручителем на венчании Алексея Михайловича. Это о многом говорит: поручитель не просто выполнял формальные функции свидетеля, он становился в определенной степени духовным наставником брачующихся.

Одним из известнейших произведений Зарянко является "Портрет княгини М.В.Воронцовой". Эту “крупную большеглазую красавицу "бойкого нрава", ценительницу роскоши и комфорта изобразил в "Хаджи-Мурате" Лев Толстой. Совсем другой женский тип демонстрирует "Портрет графини О.Э. Шуваловой". Совсем не светская львица, но меланхоличная, погруженная в себя женщина, словно предчувствовавшая свой ранний уход . Преданная супруга, мать шестерых детей, благотворительница, она умерла в тридцать один год. Кстати, портрет Ольги Эсперовны создавался художником по дагерротипу, в память о ней. Критик-современник отмечал: "Посмотрите на эту женщину - и вы откажетесь верить, что это живопись, а не сама жизнь, как она есть".

В творчестве Сергея Зарянко отчетливо прослеживается тяготение к семейным ценностям. Вот полотно "Портрет семьи Турчаниновых", на котором изображен директор Демидовского дома призрения трудящихся А.П. Турчанинов с супругой и 11-летней дочерью. Это теплое сообщество дополняет домашний питомец - игрушечного вида пес. Свою собственную малышку живописец запечатлел на картине "Девочка в голубом платье". Когда Наташа вырастет, она станет актрисой. Не будет чуждаться и сатирических образов. Таких, например, как жеманная дочка городничего в гоголевском "Ревизоре".

Любопытная история связана с "Портретом М.И.Аврориной", написанным в 1851 году. В ее семье  Сергей Константинович гостил, когда бывал в Москве. Музейщиков озадачивал тот факт, что на картине вообще-то имелись две датировки. Благодаря инициативе молодого искусствоведа, куратора выставки Екатерины Клементьевой (ей, собственно, принадлежит и сама идея выставки) за дело взялись специалисты-реставраторы. В итоге под портретом обнаружилось более раннее изображение - некий архитектурный вид. Таким образом, загадка двух дат прояснилась.

Сергей Зарянко пользовался в 1850-х гг. огромным успехом, ему заказывали портреты даже многочисленные члены царской фамилии. Правда, по утверждениям близко знавших художника, соответствующих гонораров он не получал и сколько-нибудь состоятельным человеком не стал. Трудно поверить в то, что этот художник фантастической работоспособности в зрелом возрасте видел лишь одним глазом... Кстати, он преуспел и как педагог: в 1856 году имел должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния.

А уже в шестидесятые, во многом оказавшиеся переломными, популярность признанного портретиста начала меркнуть. Фотографическая точность его письма ставилась уже не в заслугу, а в недостаток. Как публикой, так и критикой. Мол, нет глубины проникновения, слишком все натуралистично и сухо. Развитие искусства фотографии сослужило ему плохую службу. Пережить свою славу - трудное испытание. Сергей Константинович надолго ее не пережил. Он умер от разрыва сердца в 1870 году в возрасте 52 лет.

На открытии выставки Екатерина Клементьева сказала:

- Сергей Константинович Зарянко - один из самых виртуозных живописцев середины позапрошлого века. Он был широко известен, но вот его персональных выставок было крайне мало. И мы сегодня, отмечая его 200-летний юбилей, решили восстановить справедливость.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика