В рамках "Биеннале театральных искусств 2018" в кинотеатре "Формула Кино ЦДМ" прошел кинопоказ фрагментов спектакля "Тургенев. Сегодня!", посвященного 200-летнему юбилею классика. На пресс-конференции директор "Биеннале...", автор идеи спектакля Эльмира Щербакова и режиссер-постановщик Глеб Черепанов поделились мыслями о своей новой работе. Они позиционируют постановку как дань признательности великому писателю, который, увы, уже давно не входит в список самых читаемых. И свою задачу видят в том, чтобы ответить на главный вопрос:

 

какой он - Тургенев - сегодня? Хочется сразу уточнить: для кого как. Для представителей старших поколений, выросших на русской классической литературе, творчество Ивана Сергеевича по-прежнему в той или иной степени востребовано. Но вот, например, для молодых людей (если только они не прирожденные филологи) его имя ассоциируется с двумя-тремя названиями из школьной программы. Не более. Спектакль открывается несколькими видео-интервью с интеллигентными студентами. Первый: "Тургенев? Читал "Муму". Второй: "Конечно, знаю: "Муму" и "Отцы и дети". Третий, кроме "Муму", обрадованно вспоминает прочитанный им рассказ "Хорь и Калиныч"... И это все из наследия того, кого можно назвать лучшим стилистом среди прозаиков девятнадцатого века? Не имевшего себе равных в описании природы. Западника, без памяти любившего Россию. В чем-то эпикурейца, в чем-то мистика. Ценителя женской красоты и при всем том однолюба. Создавшего целую галерею женских образов, в первую очередь феномена нравственно-безупречных "тургеневских девушек". Многие утверждали, что таковые сперва появились на страницах его романов, а потом и в жизни. И, наконец, одно из главных достижений Тургенева как писателя и гуманиста: он заставил посмотреть на крестьян другими глазами. Не свысока, не мельком.

Писатель Лесков отмечал: "Он силою своего вдохновения раздул в наших сердцах божественную искру сострадания и участия к крепостному человеку". Литературовед Игорь Золотусский буквально на днях рассказал с экрана телевизора о поразительном факте. Царь-освободитель Александр II просил передать Тургеневу, что "Записки охотника" сыграли не последнюю роль в принятом им решении об отмене крепостного права. В спектакле есть явная установка на отсутствие дидактизма и иронию (которая, честно говоря, кажется порой несколько топорной). На преодоление замкнутости тесного мирка барской усадьбы. Врывается, что называется, ветер перемен. Экстерьеры помпезного Санкт-Петербурга. Властители дум - Пушкин, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Толстой, Фет. Нигилисты. Ретрограды. Студенты. Полицейские. Дворники. Наряду с Тургеневыми в первой части фигурирует и один из ярчайших представителей народа, населяющих "Записки охотника", мечтатель и романтик Калиныч (Евгений Константинов). Он излагает собственную философию жизни молодому барину Ивану (Анатолий Руденко), но тот погружен в свои печали. Юноша с душой растревоженного ребенка остро воспринимает разлад между родителями. Тем более что его авторитарная мать Варвара Петровна (Любовь Руденко), безответно влюбленная в красавца-мужа, вымещала накопившуюся агрессию на окружающих, включая сыновей. В одной из сцен мелькает и пассия супруга - дочь соседки по даче, "поэтка" Екатерина Шаховская (в автобиографической "Первой любви" это Зинаида Засекина). Роман с нею подкосил Сергея Николаевича, он умрет далеко не старым человеком. А Варвара Петровна напишет потом сыну относительно соперницы: "Никогда не произносить при мне это проклятое имя".

Главная женщина в жизни Ивана Сергеевича - уникального дарования певица Полина Виардо (Анастасия Спектор). Исполнительнице этой роли предстояла сложная задача. Ведь многолетняя история дружбы-любви замужней француженки и русского писателя всегда вызывала сложную гамму чувств у всех его поклонников. Очень выразительно обосновал свое отношение к происходившему Василий Розанов: "Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни. Она горит, светит... Он - ничего. Она счастлива, цветет. Он - смотрит на ее счастье. Она вполне живет. Он вполне не живет. Он вовсе не живет для себя". Режиссер спектакля "Тургенев. Сегодня!", судя по всему, видит эту историю как-то иначе, вне сплошного негатива и обиды за одинокую судьбу Тургенева (ведь он сам в конце концов выбрал ее).

- Постановка по сценарию Марии Виткиной основана на письмах, воспоминаниях, документах, - сказал Глеб Черепанов. - Мы взяли ключевые моменты, повлиявшие на жизнь и творчество Ивана Сергеевича. Наряду с этим происходит встраивание в ткань спектакля и непосредственно его текстов и персонажей. У нас заняты актеры и актрисы ведущих московских театров.

- Мы использовали в этой работе разные форматы, разные жанры, - дополняет Эльмира Щербакова. - Это театр, кино, музыка, вокал, танец, живопись, видео-арт. Мы хотели показать в первую очередь молодым зрителям, что Тургенев - это совсем не скучно, не устарело. И самый большой комплимент для нас, если кто-то из них после спектакля решит обязательно прочитать Тургенева.

"Тургенев. Сегодня!" создан в рамках проекта "Театральная Россия" при поддержке Министерства культуры РФ, компании "Газпром Трансгаз Москва", благотворительных фондов "Мир и Гармония" и "Культурные сезоны".

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика