Григорий Ингер (1910-1995)– истинно еврейский художник. В это понятие входит знание языка и отправление еврейских традиций. Он умел проникнуться в еврейский дух, жест, о чем свидетельствуют его картины, которые  ценители живописи смогут увидеть в Музее Востока до 31 марта 2019 года. В рамках проекта показаны работы Ингера из цикла «Мое детство», которое он создавал на протяжении всей жизни. А также иллюстрации к произведениям  писателя Шолом-Алейхема и «Библейский цикл» - ветхозаветные пророки: Иов, Исайя, Моисей и др.

                                                                                                                         
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Григорий Ингер родился под Уманью, недалеко от Черкасс. Он был музыкально одаренным человеком. Мечтал стать музыкантом. Из воспоминаний детства:«Сижу и усердно и настойчиво мастерю пилочку из ржавого железа… Но не могу спокойно работать: из далекого окна несутся удивительные аккорды, они долго висят в голубом небе и звучат, не переставая… Я забываю о своей работе и ищу глазами окно – земной рай, откуда несутся эти звуки». Трагедия случилась в 13 лет, когда после болезни тифом он почувствовал, что почти ничего не слышит. Планы на жизнь пришлось менять. И Григорий Ингер поступил в Киевскую еврейскую индустриально-художественную промышленную школу в класс скульптора и графика Марка Энштейна. В Москве прошел школу блестящего рисовальщика Петра Митурича на отделении повышения квалификации Суриковского института. Из-за потери слуха Г. Ингер не участвовал в Великой Отечественной войне; но очень остро переживал трагедию своего народа. Находясь в эвакуации в Чувашии с женой и дочерью, он написал свои знаменитые антифашистские циклы: «Бабий Яр», «Камни Треблинки», «Последний путь». В страшные годы войны он потерял своих близких: убит брат, его сестра вместе с детьми погибла в немецком плену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1944 году Ингер возвратился в Москву. В его дневнике сохранилась запись, что он ходит в читальный зал консерватории, и там читает партитуры и «слушает» музыку. Вместе с тем продолжает писать портреты. В 70- гг. художник начал серию графических работ, посвященных детству, воссоздавая в нем уничтоженный войной мир еврейского местечка. Этот цикл длился больше двадцати лет, со временем «теряя» цвет. Последние работы этого цикла выполнены черной гуашью. Григорий Ингер сумел соединить классическое мастерство и художественные открытия начала XX века. Искусствовед Мария Чегодаева в своем очерке «Жизнь и творчество Григория Ингера» написала: - Как живого я вижу перед собой маленького старика с чудесными, такими молодыми черными глазами, красивого мудрой старческой красотой… Он постоянно жил в двух измерениях: настоящем – немом, и прошлом, полном шума и гомона, звучащем сотнями голосов.

Работы Григория Ингера хранятся в собрания Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музее истории евреев в России (Москва), Музее искусства и истории иудаизма (Париж) и многих других частных коллекциях.

Куратор выставки: Мария Гадас

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика