В московской галерее ART STORY открылась выставка Владимира Мигачева под коротким, но емким названием "Лес". Забрести в него советую абсолютно каждому проходящему, ибо известный краснодарский художник этим новым своим проектом сумел выразить то, что мы, жители мегаполисов, в суете своей перестали замечать. И напрасно. Поскольку много работаем, чтобы добыть денег и обустроить свой личный мирок в соответствии со своим представлением о счастье. Толчемся на одном пятачке многомиллионного поселения.  

 

А то, что каждый из нас при этом становится тихим убийцей, пользуясь всеми благами цивилизации, отравляющими живую природу – эта мысль поселяется в подсознании. Но подсознание и сознание, говорят психологи, друг с другом не связаны, поэтому, когда мы достигаем определенного успеха в жизни, все равно, по неясным причинам из глубин нашей сути выползает чувство неудовлетворенности. А то и вины. И тогда мы – свободные и состоятельные принимаем единственно верное решение, садимся в собственный автомобиль и мчимся подальше от цивилизации, так нас мучающей. Чтобы там вдали, в еще кое-где сохранившихся диких местах, снова обрести себя настоящего, отдохнуть душой. Но от себя не убежишь, раз мы и есть строители и пользователи этой цивилизации, медленно, но верно убивающие природу.

Между тем, она одна и лечит душу. Мы понимаем это…, но мы – рабы цифры. Мы всё готовы посчитать и превратить в деньги: живое – в не живое. Образ этого действия художник выразил предельно лаконично. Огромное полотно, как будто залито золотом солнечных лучей, проглядывающих сквозь лес черных прямых стволов деревьев (какие бывают ранней весной). Но, как странно, по низу полотна так много красных цифр! Что это? Ассоциативное мышление горожанина быстро подскажет ответ – это же штрих-код! Символ. Все на продажу. Тут много гигантских полотен. На них порой изображено всего по одному дереву, очевидно страдающему, не живущему так, как назначено ему природой. Это даже не просто живописные полотна, но инсталляция из них. Выполнены они в изобретенной художником технике, когда используются не только краски, но уголь, зола, кварцевый песок…

Мало-мальски образованному человеку невольно приходят на ум первые строки «Божественной комедии» Данте: "Пройдя свой путь до половины, я очутился в сумрачном лесу…". И названия картин соответствуют: «Край», «Дома в лесу», «Лес №…», «Настроение». В зале звучит декадентская музыка – красиво, но как-то уж добавляет обреченности. Характерен и пол галереи – черное ковровое покрытие, а на нем белой краской нарисованные голые стволы и ветви дерев. Художник говорит, что пол – это перевернутый купол неба. Здесь уже проходили другие выставки Мигачёва, тоже размышлительные: «Внутренняя миграция» (2018), «Край. Дневник наблюдений» (2016), «Средняя полоса» (2014). Как видим из названий, речь идет о конфликте человека и природы, человека и социума. Художник слышит своё время, и тревога не покидает его. Он не учит, но заявляет проблему.

Однако человечеству помирить цивилизацию с культурой пока плохо удается. Рассматривая картины Мигачёва, почему-то думаешь: так будет, когда прилетят НЛО. И пусть прилетают. Уже не страшно и спасать нечего, а жить ТАК, право, не стоит. Недаром в картинах художника совсем нет людей. Небо всегда пасмурно. Шоссейная дорога, проложенная сквозь лес и убегающая в даль светлую - несуществующую, всегда выглядит тревожно-влажной. Где-то за деревьями еще мелькает желтый солнечный лучик, но такой робкий, такой обреченный вот-вот  угаснет. Для первых людей лес был храмом.  Лес давал и стол, и кров. Здесь жили боги. Убивая природу, мы убиваем себя. Владимир Мигачёв показал нам, словно в зеркале, нас самих. Придти на его выставку, все равно, что посмотреть на свою жизнь со стороны. С такой выставкой надо бы проехать по всей стране. Она не просто тревожит и ранит душу, она предлагает начать думать, прежде чем действовать.

"Искусство – это исследование, - утверждает Владимир Мигачев. - А если это просто картинка над диваном, то такая живопись умерла, и давно. Она – ну просто красивое пятно, просто эстетическое пятно для глаз. Искусство по своей природе всегда трагично, это не я сказал, но я тоже так считаю".

Марфа Зубкова, фото пресс-службы и Михаила Ступина (1)

Выставка продлится до 26 мая (Старопименовский пер.,14)

 

Яндекс.Метрика