В Музее Востока  открылась выставка «Белое золото китайских императоров. Из коллекции Кирилла Козина». Заголовок не случаен. Внимательно рассматривая древние экспонаты, отчетливо понимаешь, что все прикладное искусство Европы вышло оттуда – с Востока – Дальнего и Среднего, хотя чаще почему-то именуемого Ближним – больше всего на это указывают формы предметов. И хотя искусство керамики Поднебесной уходит корнями в палеолит, на выставке  представлены вещи, в основном Средних веков.

 

Посол КНР в РФ г-н Ли Хуэй, почтивший своим присутствием открытие выставки, отметил, что, на его памяти, это первая выставка из частной коллекции. Поразился ее высокому качеству - большому количеству настоящих старинных вещей, собранных одним любителем китайской культуры. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что основу этой коллекции заложил дед Кирилла Козина, дипломат, работавший, в 1940-1950-х годах прошлого века, в Китае, а также его родители, также трудившиеся в дипломатических представительствах разных стран. 

Мария Львовна Меньшикова, хранитель китайской коллекции Эрмитажа – гость выставки, уверенно сказала: «Такой другой коллекции в России я не знаю». Призналась, что когда ее приглашали на открытие, первая реакция была прямо-таки театральной: «Не верю!». А уж увидев воочию, свидетельствовала: «У нас – в Эрмитаже, такого нет». Например, нет фигуры сокольничего, 8 век н. э. Или фигуры Будды из белого фарфора, покрытого голубоватой глазурью, около 1300 года н. э. Как на бесценную вещь хранитель указала на вазу, некогда составлявшую гордость коллекции короля Польши и курфюрста Саксонского Августа Сильного (1694-1733).

Надо сказать, когда попадаешь в пространство, наполненное искусством, все воспринимаешь через его призму. Вот и сама Мария Львовна показалась в профиль поразительно схожей с главным персонажем знаменитой картины Василия Сурикова «Меньшиков в Березове». Спросить ее о родословной не решилась, но подумала про себя, что взаимопроникновение культур куда как сложнее, чем кажется на первый взгляд. И тот, кто придет на выставку в музей Востока тысячу раз, убедится в этом. Три небольших зала наполненных вазами, блюдами, небольшим количеством скульптур расскажут такую невероятную историю из глубины веков, задумываться о которой жителю мегаполиса порой недосуг. И не потому, что мы ленивы и не любопытны, нет, мы просто живем в другом ритме.

А китайский мастер древних веков никуда не спешил. Он позволял себе воспроизводить один и тот же сюжет, скажем: дракон, преследующий волшебную жемчужину. И попробуй, разгадай, где у дракона голова, а где та самая жемчужина? Но самое главное, разглядывать рисунок блюда не устаешь, напротив, занятие это успокаивает. А вот синяя чаша. Если внимательно приглядеться, заметишь, что в этой как бы ровной синеве таится ускользающий рисунок. Тайна. Настроение. Ловишь себя на мысли, что совершенствоваться в такой работе могли очень мудрые люди, знающие цену каждому мгновению жизни. Вот огромная ваза для дворцового аквариума. А вот – для вина. И совсем другая ваза - для ветки сакуры. Или блюдо для наложниц пятого ранга «гуй жень». И коробочка для сверчка. Кругом смысл. Кругом услада глазу. Здесь всем существом своим постигаешь мысль нашего классика Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».

Обширная, уникальная коллекция, поселившаяся на время в музейных залах, дает представление о династиях: Тан (7 – 10 в. н.э.), Сун (11 – 13 в. н. э.), Юань (монгольская династия Нгуен, 14 в.), Мин (14 – 17 в. н. э.). Можно проследить высочайший духовный подъем нации периода расцвета государства и периода его ослабления. В первом случае мы наблюдаем изящные философичные вещи, во втором - интимные, текучие формы. Но даже в период временной потери государственности и вхождение в Монгольское ханство китайские школа, наука, искусство не претерпевали изменений. Все эти прекрасные вещи были куплены на антикварных салонах у коллекционеров и показаны нам с легкой руки первого заместителя генерального директора музея Востока Татьяны Христофоровны Метаксы , которая, познакомившись с Кириллом Козиным, подала идею о выставке. И получилась она приуроченной к 70-летию КНР.

Марфа Зубкова, фото пресс-службы музея

Яндекс.Метрика