1 июня 2019 года МХТ им. А.П. Чехова на Малой сцене представил проект режиссера Марины Брусникиной «Память места», который посвящен традициям театра. Традициям, которые зарождались как смелый эксперимент, состоящий из проб и ошибок. По ее словам, в последние годы в практику театра вошли читки современной драматургии. А сегодня появилось желание познакомить широкий круг зрителей с малоизвестными пьесами, но составляющими золотой фонд мировой драматургии. Первая – «Царь Федор Иоаннович».

 

Об этом шедевре А.К. Толстого театральный критик Н.Е. Эфрос в конце 19 века писал: «Я имел много случаев убедиться, что знают «Царя Федора» мало, вернее, совсем не знают… и даже такие люди, которые весь свой век вертятся вокруг театра». В приветственном слове перед началом читки Марина Брусникина процитировала довольно любопытную точку зрения на этот жанр Николая Васильевича Гоголя: «Среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всякому сочувствовать. Язык наш как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и самые смелые переходы  от возвышенного до простого в одной и той же речи. Я даже думаю, что публичные чтения со временем заменят у нас спектакли». 

Как известно, Художественный театр открылся 28 октября (по новому стилю) 1898 года пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». События, которые происходят в пьесе, относятся к 16 веку. Царь Федор был сыном Ивана Грозного, человека  властного, зверски жестокого, требующего беспрекословного подчинения себе. Сменивший его сын был прямой противоположностью отцу-тирану и кровопийце. Федор Иоаннович был мягким, богобоязненным и страдал слабоумием. Конечно же, кровавые ужасы, которые царевич наблюдал с раннего детства, не могли ни изуродовать его психику. Тем не менее, он вошел в историю в основном как милостивый правитель. Потомства от него с Ириной Годуновой не осталось. Род Рюриковичей прекратил свое существование. В читке пьесы «Царь Федор Иоаннович», безусловно нашедшей живой отклик у слушателей, принимали участие девятнадцать актеров, опытных и совсем молодых. Среди них - Алексей Кравченко, Александр Семчев, Эдуард Чекмазов, Евгений Киндинов, Павел Ворожцов, Арман Арушанян, Янина Колесниченко, Ольга Литвинова.

Обращаясь к сегодняшнему дню, мы видим, что 20 век в России прошел под знаком тоталитарного правления, с небольшими промежутками оттепели и начатков демократии. Приходится признать, что свобода не является главной ценностью российского народа. Об этом писал еще Достоевский и с тех пор мало, что изменилось. По-прежнему Иван Грозный и Сталин занимают в рейтингах первые места. Сильный, авторитарный лидер популярен, вызывает массовое поклонение. В цивилизованных странах глава государства в 21 веке – это менеджер, гарантирующий функционирование всех государственных и социальных институтов. А не сакральный персонаж, по определению стоящий над своим народом. И, как уже очевидно, любой царь является тормозом для общественно-политического и экономического развития страны.

ВНИМАНИЕ! 23 июня театр представит публике пьесу Г. Гауптмана «Ганнеле», которая должна была стать первой современной драмой на сцене МХТ, но была запрещена церковной цензурой.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Екатерина Цветкова

Яндекс.Метрика