Итак, Фестиваль «Интермузей-2019» состоялся. В нем приняло участие более 400 российских и зарубежных организаций институций и, конечно, музеев. Впервые за всю историю фестиваля были представлены 50 новых музеев России, открывшихся за последние три года. По итогам голосования гран-при фестиваля «Интермузей-2019» получил Государственный музей-заповедник «Петергоф» за три проекта, вошедших в финал конкурсной программы: «Петергофские университеты» (Образовательно-просветительский проект);

Музей-спектакль «Дом игральных карт» (Информационные технологии); Петергоф в регионах (Межрегиональное взаимодействие).Лауреатом премии имени Т.А. Кибальчич Министерства культуры Российской Федерации как «Лучший музейный менеджер года» стала директор Кемеровского областного музея изобразительных искусств – Лариса Мызина.Специальную премию имени Юрия Пищулина «За лучшую инициативу в сфере сохранения культурного наследия» получил Митчелл Джонсон (MitchellJohnson, США) за проект «Спасая Север». Специальными наградами были удостоены многие другие музеи и их программы. Для меня же этот фестиваль запомнился знакомством с новой гранью творчества Василия Кандинского (1866-1944). Одним из регионов-партнеров Интермузея-2019 (наряду с Москвой и Московской областью) стала республика Коми. Помимо самых разнообразных программ и мастер-классов о культуре и быте народа комипосетителям был представлен образовательный фильм «Путешествие Кандинского к «Вратам смерти», основанный на дневниковых записях и материалов художника, выполненных во время экспедиции по русскому Северу.

 

Многие знакомы с творчеством Василия Кандинского в качестве художника и теоретика искусства. Однако, летом 1889 года, получив средства от Московского Общества Естествознания, Антропологии и Этнографии, Кандинский отправляется в Вологодскую губернию. В тот период он пребывал в статусе студента юридического факультета Московского университета, увлекаясь при этом вопросами этнографии. Подобное увлечение было обусловлено знакомством с Николаем Харузиным (1865-1900) – одним из основателей российской этнографии, исследователем культуры финно-угорских народов – саамов, хантов, манси и финнов. Кандинского же, в первую очередь, интересовали отголоски язычества данных народов, а также свидетельства древних верований. "Моя задача была двоякого рода: изучение у русского населения обычного уголовного права (изыскания в области примитивного права)и собирание остатков религии у медленно вымирающих зырян, живущих преимущественно охотой и рыбной ловлей",– напишет он позже. С точки зрения современной этнографии исследования Василия Кандинского о мифологии древних зырян относят к числу неточных, тем не менее, он был первым, кто изложил и обобщил мифологию зырян в одной статье. В то же время его работы подтолкнули к изучению этнологии финно-угорских народов ряд других исследователей. «Вратами смерти» называют село Усть-Кулом на правом притоке реки Вычегды – место, где свершались языческие колдовские обряды. Невероятно, но именно поездка молодого юриста в такой край повлияла на его решение стать художником, зырянский узор прочно вошел в его творчество: "Я часто зарисовывал эти орнаменты, никогда не расплывающиеся в мелочах и писанные с такой силой, что самый предмет в них растворялся", - упоминал художник

 

Марина Абрамова, фото пресс-службы

  

 

Яндекс.Метрика