В Кремле открылась выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля». Небольшая, в общем-то, экспозиция разместилась в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. Редчайшие артефакты. Некоторые экспонируются впервые. Это работы русских и западноевропейских мастеров, которые были возвращены к жизни специалистами разных направлений:  по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи. «Все эти экспонаты, - отметила Елена Гагарина, 

 

генеральный директор Музеев Московского Кремля, - в будущем войдут в состав экспозиции музея на Красной площади». Почему в будущем? Потому что реставрация некоторых из них до конца не завершена, она может длиться ни один год. К примеру, большая икона святых Бориса и Глеба (последняя четверть XVII – начало XVIII века, доска, ориентировочно, XII века) восстановлена меньше чем наполовину, хотя работа над ней началась в 2016 (!) году. Она намеренно выставлена в таком виде, чтобы зритель мог оценить, сколь сложен и кропотлив труд реставратора. Это не просто научная и ремесленная, на грани искусства, работа, а порой занимательный детектив. Чтобы атрибутировать артефакт надо провести свое расследование, сопоставляя эпохи, традиции, материалы, стили и прочее. Разглядывая экспонаты, погружаясь в далекое прошлое, ловишь себя на мысли, что в Кремль надо приходить периодически. Для идентификации себя. В ритме мегаполиса легко потеряться. В глобальном мире легко почувствовать себя человеком Земного Шара. Все одинаково одеты, говорят на одном языке, едят одну и ту же пищу быстрого приготовления. Что делать, цивилизации задает свой темп… и как бы нивелирует нас, усредняет. А культура возвращает к себе, питает душу, обращает внимание на то, чьи мы наследники, раскрывает нам нашу суть. И как бы удобно нам не было в цивилизации, все равно, если электорат хочет сохраниться как народ, он должен хранить память о своих корнях. Это его дорога к дому. Вошло в обиход выражение «дорога к Храму», надо, чтобы дорога к Дому и Храму была одной дорогой. А собственно, так было всегда и так должно оставаться. Личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы, произведения ювелиров – все приковывает внимание красотой и блеском, искусной выдумкой и тончайшей работой.

Меня же поразила возвращенная к жизни бумага. Например, «Адрес Московского общественного управления императору Николаю II в связи с началом первой мировой войны». Только представьте, сколько всего понадобилось для написания этого Адреса: мелованный пергамент, чернила, клеевые краски, твореная бронза, сургуч, парча, тафта, золотые нити и кружево, мишурная бахрома. А так же недрагоценный металл, бисер, перламутр. Кроме того, рукопись, рисунок, ткачество, плетение, чеканка. В эпоху гаджетов такая роскошь кажется излишней. Но как же красиво жили люди еще совсем недавно! Умели видеть красоту, и владели разными искусствами. Спасет ли мир красота – как считал Ф.М. Достоевский? Наверное, да – может, раз над восстановлением ее годами зачем-то трудятся высокообразованные люди разных специальностей. И это очень красивые люди, которых можно увидеть только в день открытия выставки. Умение ценить и беречь красоту, вечно учиться у вечной жизни наполняет их души светом, преображая обычных людей почти в небожителей. Кто придет на выставку сможет увидеть этих хранителей времени на киноэкране за работой. И любоваться. Потому что человек, одухотворенный своим трудом, прекрасен. Татьяна Парфенова, реставратор высшей категории, заведующая сектором реставрации бумаги, член реставрационной комиссии РФ, обратила мое внимание на один из оригинальных и ранних чертежей XVIII века – «Планы зданий комплекса Кремлевского и Потешного дворцов и прилегающих построек на уровне первого этажа. Архитекторы А.П. Евлашев и Д.В. Ухтомский. 1751 год». Памятник состоит их четырех частей, бумага была сильно повреждена, содержала фрагменты земли, несла на себе следы многочисленных подклеек, непрофессиональной реставрации. Утраты по краям восполнялись тряпичной бумагой XVIII века и некачественной бумагой середины XX века. Методы возрождения памятника, приоткрытые мне Татьяной Парфеновой, настолько впечатляют, что даже примиряют с цивилизацией, раз ее достижения позволяют сегодня дать новую жизнь культурным ценностям. Кстати, выставка сопровождается насыщенной мультимедийной программой, что позволит больше узнать о работе музейных реставраторов.

Словом, выставка, которая продлится до 13 октября сего года, дает пищу для самых разнообразных раздумий.

Марфа Зубкова, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика