В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась необычная выставка «ТАТУ», которая охватывает более 3000 лет истории тату. Кураторы выставки Анн Ришар и Жюльен Дэфлиск - исследователи элитарной и маргинальной культур и их взаимовлияние. «Как известно, археологические находки свидетельствуют о том, что обычай нанесения татуировки уходит корнями в глубокую древность, – сказала на пресс-показе генеральный директор Марина Лошак. - Принимая этот проект, мы реализуем свою главную миссию, как музея истории цивилизаций».

Самый древний экспонат выставки – ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса (на ее бедре татуировка в виде фигурки бога Бэса) относится к древнеегипетской цивилизации XIY века до нашей эры. Этот раритет и многие другие произведения дополнены из российских музейных и частных коллекций. В России татуировка развивалась в рамках закрытых сообществ. Наибольшее распространение она получила в криминальной среде. На выставке представлены фотографии Сергея Васильева, посещавшего места заключения в 70-90 годов прошлого века. Они зафиксировали традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии. И в разделе народов Океании выставлены работы Дмитрия Бабихина (Санкт-Петербург), дающие представление о современном развитии татуировки на Маркизских островах (Французская Полинезия).

 

География татуировки, представленная на выставке весьма обширна: США, Япония, Греция, Италия, Британия, Франция и другие. С древних времен татуировка служила прямо противоположным целям. Например, в римской империи клеймили рабов, гладиаторов и поверженных врагов. А у некоторых народностей, бриттов или кельтов, она  являлась знаком отличия, высокого происхождения и т.д. Средневековые нравы были совсем иными. То, что прежде выглядело нормой, сейчас многим из нас кажется ужасающе жестоким поступком. В странах Европы с конца 17 века путешественники привозили из дальних стран татуированных дикарей для показа публике. В этот же период времени в Японии татуировка использовалась для наказания преступников, которым татуировали лицо, руки и другие видимые части тела.

Одним из самых признанных татуировщиков в современном мире считается француз Тин-Тин. Его утонченные работы – татуировка на женском теле в неояпонском стиле можно увидеть на открывшейся выставке. Будущий художник получил первые уроки по искусству татуировки от Марселя, легендарного парижского татуировщика. Мастер просто разрешал ему смотреть, как тот работает, и это  оказалось достаточным для одаренного ученика. В наши дни индустрия моды меняет отношение к татуировке очень быстро. В 1980- 1990 годах для модных показов Жана Поля Готье, ведущего модельера высокой моды, Тин-Тин разрисовывал его модели так, как будто у них были настоящие татуировки. Тогда татуировки были лишь у наркоманов и бывших зэков. А теперь после того, как модный дизайнер или известный актер делает себе татуировку, все сразу хотят такую же. На человека с татуировкой уже не смотрят, как на бывшего заключенного.

Другой художник-татуировщик американец Лео Силуэто – популяризатор традиционных стилей татуировки на мужском теле. Он считает недопустимым копировать элементы чужой культуры. Поэтому черпает вдохновение,  подсматривая у неиссякаемой фантазерки матушки-природы. В одной из его ярких работ торс мужчины раскрашен в полоску, как у рифовых рыб.

Термин «тату-художник» появился в конце XX века. Тем самым мастера татуирования перевели свои работы из ремесленного измерения в художественное и отвергли различие  между «высоким» элитарным и массовым искусством. В любом жанре может проявиться талант и даже гениальность, а остальное – дело вкуса или, как говорится, каждому свое.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО 31 МАЯ 2020 года

Место проведения: Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX  веков (Волхонка, 14)

Яндекс.Метрика