«Охотники за искусством» - такое оригинальное название придумали сотрудники Музея русского импрессионизма для выставки картин от Александра Бенуа до Нико Пиросмани, собранных советскими коллекционерами в годы оттепели и застоя. О том, что тогда были люди, которые хранили в своих квартирах шедевры живописи, графики и скульптуры по-прежнему говорят мало. Выставка расскажет истории четырнадцати коллекционеров из Ленинграда, Москвы и их находках, которые почти неизвестны широкой публике.

 

Каждой коллекции посвящен отдельный раздел экспозиции. Живописные и графические работы дополняют портреты коллекционеров, выполненные в стиле комиксов художником Марией Пономаревой, а также эссе о каждом собирателе искусствоведа и писателя Софьи Багдасарой. Оформление выставки в стиле криминальной драмы отразит практически детективную историю охоты за предметами искусства.

По словам куратора выставки Анастасии Винокуровой, в 1950-1980 годы работы художников-модернистов публично порицались и исключались из постоянных экспозиций государственных музеев. Коллекционеры приобретали картины этих художников под угрозой ареста по статье «Спекуляция» с конфискацией художественных ценностей. К примеру, в доме агрофизика Абрама Чудновского хранилось более 200 работ Роберта Фалька, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала и других мастеров. В наши дни многие их этих работ продаются на мировых аукционах за миллионы долларов.

«Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина», - вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого счастливого года заниматься коллекционированием было просто опасно. Под постоянным страхом жили  все «охотники», в том числе историк Сигизмунд Валк, нефтехимик Игорь Афанасьев. Однако, как они шутили, непобедимый ни одной прививкой вирус «страсти собирательства» пересиливал, и коллекции пополнялись.

Можно назвать удачной судьбу коллекции Арама Абрамяна, профессора, доктора медицинских наук, создателя школы советской урологии. В 1984 году в Ереване открылся первый советский частный Музей русского искусства. Арам Яковлевич подарил «городу и миру» более 200 живописных полотен, скульптур и рисунков. А вот, что пишет искусствовед В.А. Дудаков о «мудром Араме» (так величали его современники): «Он не был эстетом и не всегда понимал ценность работ своего собрания, но как настоящий ученый стремился систематизировать коллекцию, настойчиво пополняя пробелы».

Одновременно с выставкой «Охотники за искусством» музей представляет спецпроект в честь своего пятилетия. Экспозиция напомнит зрителям о прошедших выставках: «Жены», картин из собрания Владимира Спивакова, полотнах Николая Фешина, Михаила Шемякина, Юрия Анненкова и других.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика