«Пушкин – наше все», - сказал в 1859 году Аполлон Григорьев, поэт и один из самых значительных критиков XIX века. Он видел в Пушкине воплощение всего самобытного, что есть в русском народе. Но дело не только в этом. Александр Сергеевич, будучи с африканскими, немецкими и иными нерусскими корнями по материнской линии, стал преобразователем русского языка, который томился под спудом устаревшей церковно-славянской лексики. Поэтому иностранцу трудно бывает понять, почему Пушкин – самый главный на русском литературном Олимпе.

 

В преддверии 222-го дня рождения Александра Сергеевича в Государственном музее А.С. Пушкина открылась удивительная выставка «Поэты и музы». Кто же такая муза? Как выясняется, она имеет много ипостасей. Говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. Она поддержит идеи и начинания избранника. Один образ. Другой - это женщина, которая осознает себя и свою божественную природу и может ее использовать для дополнения божественной мужской. Третий образ, когда для мужчины муза является родником живой воды, к которому он возвращается снова и снова, чтобы наполняться силами. В эпоху Серебряного века в России появилось множество литературно одаренных женщин. Самые известные из них - поэты Анна Ахматова и Марина Цветаева. Вероятно,  женщин-творцов вдохновляют мужчины-музы. Интересно было бы увидеть и такую феминистскую экспозицию.

По словам, поэта и публициста Юрия Кублановского, выступившего на открытии выставки, стихи неожиданно накрывают каждый раз с головой. Одним обдуманным сочинительством не обойтись. Внезапность вдохновения заставляет сжиматься сердце от ликования. Но сразу возникает беспокойство, вдруг все сорвется. Не бывает лирики без любви. Все сложно, как у Есенина: «Да, мне нравилась девушка в белом. Но теперь я люблю в голубом…». Он всю жизнь искал свою идеальную музу и многократно находил. Среди есенинских муз: Зинаида Райх, Айседора Дункан, Надежда Вольпин, Софья Толстая.

На выставке представлено более 200 документов, картин, личных вещей, рукописей, писем, фотографий Карамзина и Державина, Пушкина и Толстого, Достоевского и Шолохова, Блока и Маяковского, Шукшина и Высоцкого и других из 50 российских музеев. Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев отметил, что каждый музей получил право голоса. Для своих статей наши коллеги сами выбирали возлюбленных, знакомых, жен, мужей, матерей. О каждом герое рассказано по-разному, выделены какие-то биографические фрагменты. Такого у нас раньше не делал никто. Депутат Госдумы Александр Шолохов, внук писателя Михаила Шолохова, с гордостью сообщил, что ему повезло вырасти в счастливой семье, полной любви. Музой деда была его жена Мария Петровна, хранительница домашнего очага. Он не уставал признаваться ей в любви на протяжении 60 лет. Список муз Александра Пушкина, конечно же, велик.  Она – друг мечты, подруга дней, верная и ласковая, богиня песнопенья, задумчивая и даже зевающая.  

6 июня принимал гостей Дом-музей В.Л. Пушкина (филиала Государственного музея А.С. Пушкина), дяди поэта. Из его вещей, кроме чайных ложечек, ничего не сохранилось. Но музейщики сумели воссоздать интерьеры той эпохи. Василий Львович, известный поэт начала XIX века, весельчак, театрал и по совместительству дядя великого поэта. Он жил в этом доме с 1824 по 1826 год. Пушкин был у него в гостях однажды, накануне восстания декабристов. В день рождения поэта родители вместе с детьми могли увидеть забавный биографический фильм о Пушкине «Ожившие рисунки» (автор Э.Успенский). Дети по рисункам рассказывали биографию поэта. Зрители узнали, что Дантес плешивый, потому что плясал, он хотел жениться на жене Пушкина и вызвал его на дуэль, царь ненавидел Пушкина. Таким образом, у каждого поколения свой Пушкин, пусть с элементами детского мифотворчества.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Екатерина Астанина

Яндекс.Метрика