Sold out или аншлаг! Кому, что ближе, мало распространенный английский или обрусевший немецкий вариант, но суть одна. Билеты на премьерные спектакли «Кабала святош» МХТ им. Чехова распроданы, как горячие пирожки. Первые ряды партера ушли от 45 до 35 тысяч рублей. В главных ролях - Константин Хабенский (Мольер) и Николай Цискаридзе (Людовик XIY). Эта пьеса была впервые поставлена в этом театре в 1936 году, но вскоре запрещена. Времена меняются, но обстоятельства в различных долях остаются по-прежнему неизменны.

Взаимоотношения автора с обществом, властью и судьбой. Четвертая версия «Кабалы святош» в постановке режиссера Юрия Квятковского - это mix, в котором сосуществуют фрагменты романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера», «Размышление о первой философии» Рене Декарта, «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки, «О рабстве и свободе» Николая Бердяева, «Не могу молчать» Льва Толстого и другие.
Для Николая Цискаридзе, взявшего псевдоним Максим Николаев, это первая роль в драматическом театре. Свое решение он объяснил так: «Если я сойду с ума и все-таки выйду на драматическую сцену, то я это сделаю под именем никому неизвестного Максима Николаева. Пусть на сцене будет дебютант». На сцену Николай Цискаридзе, верящий в талисман, что с христианской точки зрения неприемлемо, вышел на удачу с перстнем Олега Табакова, который, кстати, в разных постановках играл Бутона, слугу Мольера, а потом и самого Мольера. А если уж совсем серьезно, то артист аргументировал свое согласие именно желанием сыграть Людовика XIY, «Короля-Солнце Франции», и отделиться от уже сформировавшегося личного образа в сценическом пространстве. Хотя главное, по его словам, не было еще произведения более точного, где уничтожают личность, предают человека при безмолвном равнодушии окружающих соплеменников.
В пьесу Михаил Булгаков перенес свои отношения с отцом народов Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая лишь «Дни Турбиных». Некоторые театральные критики всерьез считали, что проблемы XYII века неактуальны в советском обществе. Несмотря на то, что в обоих случаях судьба творца и его произведения зависели от одного человека, который требует слепого обожания и поклонения. У Булгакова Кабала (тяжкая зависимость) представлена лишь самим Архиепископом плюс двумя Братьями, а в реальности конечно же их тьмы и тьмы – они поют и поют в уши сильным мира сего, не уставая… Библейский лейтмотив у писателя просматривается явно: сердце человеческое лукавее всего и неисцелимо – кто в силах понять его?
Итак, на сцене действие разворачивается во Франции в эпоху правления Людовика XIY. Воздух в Пале-Рояль гудел от предвкушения. На всем лежала печать грядущего события – сам Король-Солнце, Людовик XIY, почтит театр своим присутствием… В финале зал взревел овациями, следуя примеру короля. И тут на подмостках появился Мольер, с жаром декламируя хвалебные вирши, рожденные в тот миг, когда он величал Людовика не иначе как Солнцем Франции. Воистину свита делает короля. Но вдруг Мольер оседает на пол, скорчившись в нелепой позе и затихает без покаяния навсегда. Истинные причины смерти знали лишь посвященные: немилость короля и тайны черной магии Каббалы.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Елена Никитченко