Здание театра "Школа современной пьесы" отреставрировано, сияет огнями подсветки и радует глаз. Ура! Знаменитый московский театр вернулся на свое место на Неглинной. Залы переполнены – работники театра вынуждены пристраивать тут и там подставные стулья. Полный аншлаг. На основной сцене идет пьеса питерского драматурга Михаила Хейфеца, ныне живущего в Израиле, «Спасти камер-юнкера Пушкина». На сцене «Зимний сад» – пьеса со сходным названием «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина».

Это напоминает два разных урока в учебнике иностранного языка: утвердительный императив и отрицательный императив. Спасти – не спасти. Зрители мечутся некоторое время между двумя входами, не совсем веря глазам своим, но, наконец, находят нужный зал и успокаиваются. Ну, хотя бы на то время, что рассаживаются по местам, потому что в дальнейшем их еще ждут неожиданности. Вообще-то и несколько лет уже идущая пьеса Хейфеца – изначально пьесой не была. Особо дотошные могут полюбопытствовать: театральное действо родилось из маленькой повести (или, если угодно, длинного рассказа) про отношение маленького мальчика, а потом уже взрослого человека, к Пушкину, а вернее – к тому, что под видом Пушкина предлагают святой невинности разные люди, сами никакого Пушкина не читавшие. Рассказ этот немного в стиле «Заповедника» Довлатова – то грустный, то смешной, а то и трагический. Действие происходит в наши дни, так что сам Пушкин там не появляется. Как заложил Михаил Булгаков традицию своей пьесой «Последние дни», что Пушкина мы на сцене не видим – о нем только говорят – так и пошло. И правильно! Поэтов в жизни вообще представить трудно, а уж Пушкина-то и подавно! Это даже интересно: и Толстого, и Достоевского в театре и кино представить вполне возможно, а с поэтами – беда. Непредставимы они, и всё тут. Наверное, потому что совсем уж не от мира сего.

Что касается премьеры «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина», то она откровенно сделана в нетеатральном формате. Скорее, это развернутая лекция для музея, недаром в спектакле в качестве эксперта и научного консультанта участвует Евгений Богатырёв, директор Мемориального музея А.С. Пушкина на Пречистенке. У названия спектакля есть подзаголовок: «Монолог Александра Кибовского». Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы, делится со зрителем всем, что он знает о дуэли Пушкина. Вопросы ему задает Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз. Спектакль приурочен к скорбным дням дуэли и смерти Пушкина. За накрытым столом сидят три человека и говорят о дуэли и ее неизбежности. Зрители как бы участвуют в этом застолье и становятся действующими лицами спектакля.

Когда-то, столетия два назад, немецкий романтик, реформатор театра Людвиг Тик призывал к сближению сцены и зала, стремясь свести на нет условность театрального действа. Вот бы он удивился, как далеко шагнул его метод в XXI веке! За спиной у трех собеседников натянут экран, на который проецируются портреты, документы, оружие пушкинской эпохи, а также картины разных художников, посвященные той трагической дуэли. Спектакль сделан в виде неформального общения на тему русской культуры.

Наталья Ванханен, фото пресс-службы Департамента культуры Москвы

Яндекс.Метрика