Яркое, красочное представление, веселое и искрометное подарили своим зрителям артисты театра на Малой Бронной. Премьеру - спектакль-сказку в постановке Олега Долина по пьесе Гоцци, известного театрального сказочника, играют на сцене Дворца на Яузе, - сюда переехал театр  на время ремонта своего основного здания. Зрелище, способное украсить не только новогодний праздник, но и любой другой, рекомендовано для просмотра всей семьей. Но, внимание! – веселье здесь соседствует с черным юмором.

Поэтому возрастной ценз 12+. Спектакль начинается с живой музыки - похоронного марша, его играет, разместившийся на авансцене небольшой симфонический оркестр. Под его звуки из черной-черной (вспомним детские страшилки) стены, похожей на средневековую крепостную, выезжает … катафалк. Его шумно выкатывает толпа артистов и тут же собирает из него помост для  комедиантов и вертикальную ширму для кукол, - по её верху будут показываться всякие разные чудовища.

Следом на подмостках перед зрителями появляются три вертких, эксцентричных феи, в скоморошных капроновых платьях, разукрашенных цветами и бабочками. Волосы их взлохмачены, но сами феи обворожительны (Светлана Первушина, Лина Веселкина, Васелиса Перелыгина) возникают в спектакле периодически, поэтому всем им достались еще и другие роли. Феи наперебой и по очереди пытаются ввести зрителей в курс предстоящей сказочной интриги.

Главные герои - Принц Фаррускад (Сергей Кизас) и его красавица-жена принцесса Керастани (Анастасия Мытражик и  Евгения Ивашова) – единственные персонажи, за исключением фей, которые по традиции итальянского средневекового театра дель арте, предстают без масок. Он  в черном смокинге, белой манишке и с черной ленточкой под воротничком. Не будем говорить здесь, на кого принц похож в своей торжественности … - вспомним  лишь катафалк, но, красавчик! Принц всюду ищет пропавшую жену, и, не покидая сцены, даже среди зрителей.

А вот фабула сказки. На охоте принц влюбляется в белую лань, и, преследуя её, оказывается в неведомой сказочной стране Тифлис. Там он встречается  со своей любовью, но та уже в новом обличье прекрасной принцессы Керестани. Любовь взаимна, брак счастливый, есть и двое двойняшек. Но любопытство гложет принца, после восьми лет брака он, все же, желает знать, кем является на самом деле его жена. С этого и начинаются  злоключения принца Фаррускада.

Как высшее существо, над ширмой, появляется Принцесса в белом платье с пижмами. Она сама красота, чистота, и нежность. Но, черный юмор продолжается. Любящая жена и мать поливает своих кукольных детишек-двойняшек из канистры, на которой надпись – «бензин». Они должны сгореть(!) - но это только шутка, и происки злых волшебниц, а для принца – серьезное испытание. Несмотря ни на что, он должен любить свою жену так же сильно, как и прежде, и, главное, не проклясть её. Иначе будет крах - и любви, и детям, и его царству.

Что бы отстоять  любовь, принцу  предстоит сразиться с волшебным исполином, огнедышащей головой быка и, самое страшное испытание – извлечь из гробницы и поцеловать в губы отвратительную гадкую змею. Конечно же, у принца все получится - ему поможет добрый друг - волшебник Джеонка. Ну а поцелуй станет самым смешным моментом спектакля. Отважный Фаррускад будет долго собираться с духом, но потом сожмет страшную пасть, похожую на крокодилью, с большими острыми зубами, а она захлопнется со стуком, здесь то он и совершит, под смех зала,  свой героический поцелуй.

Свита принца –  воспитатель Панталоне (Олег Кузнецов), министр Торгул (Дмитий Гурьянов) и слуга Труффальдино (Лина Веселкина). У них не только традиционные для комедии дель арто имена, но и, будто взятые на прокат из натуральной площадной мистерии маски. Они в большей части страшны, с чересчур длинными носами, переходящими в хобот, и неровностями в поверхности отделок. Объяснить такое маленьким детям было бы очень сложно. На персонажах замысловатые, иногда и малопонятные современному зрителю костюмы. Но все они красочны, смешны и изобретательны (художник Евгения Панфилова) и по своей зрелищности и впечатляющему воздействию с лихвой перекрывают полное отсутствие в спектакле декораций. Торгун в костюме пирата, а вернее в видавшем виды военном мундире, черной треуголке и одним болтающимся золотым эполетом. Панталоне - в зашитых белыми нитками трениках. Добрый волшебник Джеонка (Максим Шуткин) в костюме безобразного горбуна.

Помимо обычного оркестра справа на авансцене диковинные инструменты в виде перевернутого рояля и огромного металлического полотна, в своих очертания напоминающую пилу. Это звуковые машины, извлекающие «звуки ада» (играют Максим Шуткин и Леонид Тележинский).

Но главная составляющая  представления – в особом, пластическом ритме игры артистов. Их движения гротескны, а сами они азартны, и заражают своим безудержным весельем. Необычная, восхитительная атмосфера полного праздника и карнавала!

Но все же, зрителям чего-то не хватило. Возможно какого-то особого смыслового наполнения, свойственного сценарным планам Гоцци, или искрометной импровизации, мастерами которой были актеры настоящего итальянского театра дель арте.

Елена Белякова, фото Варвара Ливанова

Яндекс.Метрика