На Малой сцене МХТ имени Чехова – премьерный спектакль по роману Сергея Клычкова (1889-1937) «Сахарный немец». Режиссер-постановщик и автор инсценировки –Уланбек Баялиев. За его плечами постановки в Студии театрального искусства, Малом театре, Театре Вахтангова и других театрах России. Нынешняя работа – новая ступень: открытие малоизвестного, но удивительного писателя и поэта для широкой публики. Сергей Клычков родился в 1889 году в Тверской губернии. Его детство протекло с глазу на глаз с бабкой Авдотьей.

 

Именно ей, да еще речистой  матери Фекле и косноязычному отцу в иногда мудрых житейских построениях, он обязан самобытному русскому языку, на котором говорили люди крестьянского сословия в России. Стране, которую мы навсегда потеряли после переворота 17-го года. Сергей Клычков дружил с Сергеем Есениным, встречался с Анной Ахматовой. Она говорила, что он своеобразный поэт и удивительной красоты человек. С Осипом Мандельштамом они сблизились в 20-е годы, много беседовали о поэзии. Оба погибли в лагерях от рук новой власти.

Ставить прозу сложно. Это совсем другой жанр с другими возможностями и правилами. Перенося на сцену содержание романа, можно заплутаться, как в чаще леса, в сюжетных линиях многослойного произведения. Уланбеку Баялиеву удалось вычленить главное: идет первая мировая война. Солдаты двенадцатой роты – вчерашние мужики из села Чертухино. В центре пьесы молодой парень Микола Митрич Зайцев (актер Валерий Зазулин), сын лавочника, недавно произведенный в прапорщики. Все его зовут Зайчиком. Он – мастер сочинять песни. Жизнь роты идет своим чередом. Кого-то из чертухинцев убивают в наблюдательном пункте, другого в отхожем месте. А ротный, Палон Палоныч (заслуженный артист России Алексей Агапов), шпыняет Зайчика за стихотворство.

Другая сюжетная линия – ефрейтор Прохор Пенкин (актер Дмитрий Сумин) приезжает в отпуск домой на две недели к молодой жене Пелагее (актриса Надежда Жарычева). Изба ходит ходуном от их любовных утех. Вот уже семь лет Пелагея замужем, а детей все нет и нет. Даже детское приданое, которое она приготовила загодя, в сундуке погрызли мыши. После очередного отъезда мужа она пытается соблазнить старого свекра, но тот умирает в постели. А Пелагея, согрешив с пастушком Игнаткой (артист Артем Волобуев), ждет ребенка. Потом она кончает с собой.

Наконец, Зайчика, одного из всей роты, отпускают домой на побывку. Радостно встречают его староверы-родители  (актеры: заслуженная артистка России Алена Хованская и Ростислав Лаврентьев). Но ждет его и плохая новость. Клаша (актриса Надежда Жарычева), которую он любил, вышла замуж за другого, богатого. Зайчик едет в город и там встречает Клашу. Она ведет его к себе, в спальню. Но приходит ее свекор, и Зайчик вынужден бежать через окно. Он возвращается на фронт и никому ничего не рассказывает. Зайчика повышают, он становится командиром. На праздник Покрова солдатам привозят подарки. Все пьют чай. Зайчик идет за водой к реке, а немцы, как ни странно, по нему не стреляют. На другом берегу немец тоже выходит за водой. Зайчик хватает винтовку и убивает его. После этого случая Зайчику постоянно мерещится маленький сахарный немчик, который целится в него.

В итоге все до единого персонажа пьесы несчастливы, жизнь ни в настоящем, ни в будущем не сулит радостей. Слишком тяжелый груз прошлого у каждого, который никогда не забыть. Война сокрушает жизнь до основания, сея смерть, горе и печали. О первой мировой войне в СССР и постсоветской России мало пишется и почти ничего не говорится, хотя потери были колоссальные. Около 10 миллионов человек погибли на полях сражений. Некоторые от голода или истекая кровью в окопах от тяжелых ранений. Но и поныне нет ни одного дня памяти на государственном уровне. Война закончилась 11 ноября 1918 года. В большинстве стран мира, входящих в Антанту, этот день называют Днем перемирия. В Антанту входили Великобритания, Россия, Франция, Япония, Сербия и позднее присоединилась Италия, покинувшая из-за противоречий Тройственный союз. К примеру, в Британии в этот день чтут память погибших двумя минутами молчания.

«Смысл этого романа очень современен, - говорит Уланбек Баялиев. – С приходом технологий реальность морочит нас все больше. Живешь одновременно в разных мирах: твой личный, вполне благополучный мир соседствует с чудовищными новостями, которые параллельно в информационном пространстве. И мы все время отворачиваемся, пытаемся спрятаться. Потому что, если мы откроемся ужасу, который сейчас происходит, нас просто разорвет. Клычков уже тогда чувствовал многоликость времени. Чтобы не сойти с ума от боли, он мифологизирует реальность и пространство вокруг. Это попытка спастись. Это то, что и сегодня происходит с нами». Да, к величайшему сожалению, наша страна продолжает воевать, ведя, так называемые, гибридные войны, уже в 21 веке. К сожалению, ничего не меняется, жизнь обычного человека по-прежнему ничего не стоит.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Александр Иванишин

Яндекс.Метрика