На сцене – все  «пять пудов любви», никаких скучных разговоров или длинных платьев - это новая «Чайка» в МХТ имени Чехова – премьера громкая и долгожданная. Спектакль поставил один из самых известных и титулованных европейских режиссеров - постоянный участник  Авиньонского фестиваля -  Оскарас Коршуновас. Композитор Гинтарас Содейка, художник по костюмам Агне Кузмицкайте. В спектакле заняты ведущие артисты театра: Дарья Мороз, Игорь Верник, Станислав Любшин, Паулина Андреева, Евгения Добровольская, Кузьма Котрелев, Станислав Дужников, Светлана Устинова,

 

Павел Ворожцов, Евгений Сытый. В пьесе Чехова все любят, но от этого и несчастны, в спектакле все так же страдают, но, не стесняясь, выплескивают свои эмоции на сцену. Зрителям от того  не скучно ни минуты, и даже смешно. Никакого диссонанса с автором в этом нет, ведь сам Чехов обозначил пьесу как комедию. Герои чувствуют как у Чехова, но в общении между собой - современные люди. Их действия порывисты, порой грубы, излишне экспрессивны. Спектакль выстроен на множестве пластических мизансцен.  Артисты совершают интерактив в зал, легко могут оказаться  под столом или просто на полу, но все делается с потрясающим  чувством  меры, вкуса и юмора. Публика то замирает, то отзывается  благодарным смехом. Можно подозревать, что у режиссера получилась та самая «новая форма театра» уже для современной действительности,  о которой говорится в самой пьесе словами Кости Треплева.

Вот доктор Дорн (Станислав Дужников) обороняется от приставаний надоедливой  Полины (Евгения Добровольская) стулом, зато потом удивительно легко крутит танцевальные па своими чрезмерно толстыми бедрами. Маша (Светлана Устинова), которая «носит траур по своей жизни», среди лета ходит в черных кожаных брюках и косухе. Свою любовную неудачу  вымещает кулаками на матери лишь за то, что та пытается обратить на неё внимание Кости Треплева. С точки зрения нормального  поведения - вроде бы безобразно, но психологически  верно. Заречная во втором акте – в черном платье-рубашке на тонких бретелях и высоким разрезом, преодолев первую робость от встречи с Тригриным – столичной знаменитостью, активно его соблазняет, заворачиваясь  в красный занавес, и в конце-концов в обнимку оказывается с ним под столом.  Аркадина – современная светская львица, в элегантном брючном костюме белого цвета, пытаясь  вернуть  Тригорина, ползает перед ним на коленях. Знак её победы - эротическая  сцена на полу. Казалось бы, вот все хорошо, но потом, герой вопрошает: а нет ли у кого валидола? 

Игорь Верник (Тригорин) не изменяет своей фирменной и открытой улыбке. У его героя полностью отсутствует лоск столичной знаменитости, одет в непрезентабельный грязновато-серый пиджачок и мешковатые висящие на ремне брюки. Интересно, что художник по костюмам (Агне Кузмицкайте) шел от стиля самих артистов, которого они придерживаются в реальной жизни, для этого изучались их страницы в социальных сетях.

Эффектно первое появление Заречной - Паулины Андреевой. Наружные камеры видеонаблюдения выхватывают её, когда она  верхом на лошади подъезжает к зданию театра (хочется думать, что все происходит в реальном режиме времени), далее камеры провожают актрису  через фойе, энергично поднимающуюся по лестнице на этаж, входящую в зрительский зал и идущую по его центральному проходу. Все это передается  на большой черно-белый экран,  висящий на сцене. И вот она уже в натуре перед публикой. В черной  спортивной шапочке, с загорелой кожей в открытой майке и светлых джинсах. Вся  излучает молодую энергию и радость жизни. Её уже поджидает Костя Треплев (Кузьма Котрелев). Он её явный антипод, хоть и  влюблен, но скрытый  неврастеник и даже  психопат, часто агрессивен. Вспомним Чехова – у героя полно внутренних комплексов и нереализованных амбиций. Треплев инфантилен, одет в простые джинсы, не выпускает из рук  онлайн-камеру, наводит её на всех окружающих и делает сэлфи.

Все действия происходят на фоне огромных окон - застекленной черно-белой конструкции. Ни барский дом, ни парк  на сцене никак не обозначены. Озеро до поры скрыто черной занавеской справа. Над ней тот самый огромный экран, на который камеры  уже четко в режиме реального времени  проецируют лица актеров крупным планом. Несколько черных складных  современных стульев,  простой стол с белой стеклянной столешницей. На стулья, лицом к зрителям, рассядутся  домочадцы помещика Сорина  (Станислав Любшин) и гости, и все будут ожидать начала спектакля Кости Треплева и Нины Заречной, который никак не начнется. В какой-то момент публика в зале приходит в нетерпение и уже начинает аплодировать, но паузе положено затянуться и она продолжится. За это время  на экране покажут и зал и самих зрителей. И это будет тоже интересным и  объединяющим  моментом.

Наконец, занавеска справа отдернется и под совершенно фантастическую, космическую  музыку, на фоне мерцающих черных волн явится Нина в образе инопланетянки. Её костюм цвета металлик, голые руки и плечи чуть прикрывают мерцающие накладки, а совсем коротенькая из того же материала юбка демонстрирует великолепные ноги. За звуками мощных синтезаторов хрестоматийного монолога «люди, львы и куропатки…» публика  не услышит или не поймет, что там было на самом деле. Но этого и не надо. Одного визуального впечатления хватает, оно сильное. Но по тексту в конце еще должны появиться красные глаза дьявола и запахнуть серой! Вместо этого под оглушительные ритмы и цветомузыку, все кто есть на сцене, начинают двигаться, скорее  корчится: дьявол-то в них самих. Пороки выходят наружу и разгораются шекспировские страсти. Треплев, бедный мальчик, обделенной любовью с детства – Гамлет. Аркадина – Гертруда. Он страстно и яростно декламирует в лицо Аркадиной  монолог из Шекспира. Зрители не сразу включаются в игру, но когда понимают, режиссерский ход их веселит. Взбудораженная  Аркадина (Дарья Мороз), как бы подтверждая правоту режиссера о своем преступном равнодушии к сыну и чрезмерным увлечением любовником, на полу седлает Тригорина и здесь её неистовая эротическая мизансцена. Весьма натурально. Треплев не выносит и кричит изо всех сил: «Занавес!». Все логично. Но герой уже вошел в буйство, и начинает выдергивать из-под сидящих стулья. По сцене пробегает Нина в костюме инопланетянки, она на каблуках, и падает. Все бросаются её поднимать.

Производит впечатление и последняя сцена. Тревожным, нагнетающим гулом её сопровождает музыка. Костя весь в муках творчества,  яростно рвет  рукопись. Заречная входит, похожая на царицу ночи, в мерцающем плаще графитового цвета со стекающими с него каплями дождя, под ним почти голое тело, прикрытое легким платьем-комбинацией. С чувством читает: «Я уже не та……играю с наслаждением, с восторгом…». Когда она назад шагнет в ночь, кажется, что это не столько любовь, сколько сама  жизнь уходит от Кости. А он как ненормальный, больной человек, или малое дитя, отчаянно станет бить ногами в пол.  В крайнем возбуждении и с пистолетом в руке он отправится вслед за Ниной. Его фатального выстрела не слышно - спецэффектов и без того хватает. Зато играющие в лото люди за стеклянной ширмой, все как один, поднимут вверх руки. В знак чего? Они все выиграли? И здесь место задуматься.

Елена Белякова. фото Александр Иванишин

Яндекс.Метрика