Новый спектакль «Танго между строк» в АРТ-КАФЕ Вахтанговского театра о жизни, которую прожил латвийский  советский композитор Оскар Строк (1892-1975). На все перипетии своей судьбы этот блистательный  композитор отвечал музыкой, полной страсти - танго, романсами, фокстротами, вальсами. Половину жизни Оскар Давидович прожил в безвестности, в Советском Союзе его заживо похоронили, навесив ярлык: «Образчик упаднического буржуазного искусства». Европа называла маэстро королем танго.

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева была уверена, что композитор жил в прошлом веке. В спектакле О. Строк (артист Эдьдар Трамов) танцует с ней танго в конце спектакля.  На дворе 1975 год, Строку остается жить два месяца. Екатерина Фурцева (артистка Анна Антонова) обещает ему свое личное покровительство.

Оскар Строк родился в латвийском городе Динабурге (ныне Даугавпилс) в небогатой еврейской семье. Отец (актер Артем Пархоменко) был настоящим главой семьи, он принимал решения. Была еврейская мама (артистка Анна Антонова), которая всех любила. Сыновья должны были обучаться ремеслу, чтобы содержать свои будущие семьи,  дочери  учились стать хорошими женами. Непросто  складывалась личная жизнь Оскара Строка. На протяжении ряда лет он разрывался между женой Луизой (заслуженная артистка России Анна Дубровская) и любовницей Лени Либман (артистка Дарья Щербакова). Луиза вызывала симпатию у зрителей, Лени – двоякое чувство из-за чрезмерного эгоизма. В еврейских мужчинах почти на генетическом уровне заложено чувство ответственности  перед  семьей.  Кажется, разводятся они редко, не решился и наш герой.

Эльдар Трамов удивительно точно передал образ Оскара Строка как человека еврейской культуры. Своеобразные пластика, мимика, интонация, манеры. Как сыграть на сцене Строка ему подсказал композитор Фаустас Латенас, который во время репетиции сидел в фойе и  просто свистел. Этого было достаточно актеру, чтобы понять суть героя: «Я вдруг увидел этого человека. Он всю жизнь просвистел. Легкий, как падающий снег. У меня не было задачи играть Строка. Я хотел играть человека-художника. Крикнуть всем потомкам: Все не зря!»

В довоенной Латвии произведения Строка охотно исполняли известные певцы: Федор Шаляпин, Петр Лещенко, Леонид Утесов, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон и другие. Нередко композитор сам исполнял свои произведения, часто много гастролировал и к концу 20-х годов накопил достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. Строк  основал частное издательство в Риге и стал выпускать еженедельный литературный журнал «Новая Нива», позже открыл ресторан. Однако он оказался плохим бизнесменом и вскоре прогорел. Спасаясь от кредиторов и налоговой инспекции, бежал вместе с семьей в Германию. Там ему пришлось некоторое время посидеть в долговой тюрьме, где в результате написал одно из своих знаменитых танго «Мусенька родная».

Когда в Германии пришли к власти нацисты, которые начали истреблять евреев, композитор с семьей вернулся в Латвию. Жизнь короля танго на какое-то время наладилась, но война все разрушила. Строк вместе с семьей отправился в Москву. В поезде он создал капеллу на колесах и написал песню «Мы победим!», с которой впоследствии начинал и заканчивал свои концерты. После войны Строк вместе с женой вернулся в Ригу. После 1948 года, когда вышло  постановление ЦК КПСС о композиторах-«формалистах» ему запретили записывать пластинки и не выплачивали авторские гонорары за произведения, которые он не прекращал писать. Известность вернулась к композитору лишь в 1970 году, когда в популярной программе «После полуночи» несколько недель подряд  звучало прекрасное танго в исполнение японского певца Еити Сугавары. Ведущий передачи поэт-песенник Анатолий Горохов (поныне живущий в Москве), автор шлягера «Королева-красоты» не сомневался в том, что и само танго зарубежного происхождения. Однако люди, знакомые с творчеством Оскара Строка, позвонили в Ригу, и он приехал в Москву. В 1972 году впервые за все послевоенные годы фирма «Мелодия» выпустила пластинку с музыкой Оскара Строка.

Режиссер спектакля, автор инсценировки Наталья Ковалева отметила: «Этот спектакль о каждом из нас – о нашем детстве, нашей любви, предательствах, о наших страхах, падениях и взлетах – обо всем, что включает жизнь человеческая». Под живую музыку оркестра, в котором звучит труба, скрипка, фортепиано, баян, контрабас и ударные, актеры поют, танцуют и проживают кто-то сложную, кто-то простую жизнь. Зрители слышат отрывки из полутора десятков произведений О.Д. Строка, среди которых «Мурка», «Сталинградский вальс», «Голубые глаза», «Спи мое бедное сердце». МУЗЫКУ НЕЛЬЗЯ ОСТАНОВИТЬ…

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика