На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Орландо» по одноименному роману Вирджинии  Вульф на музыку четырех композиторов: Филипа Гласса, Эдуарда Элгара, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Черни. В качестве хореографа – постановщика впервые на сцене Большого театра выступил Кристиан Шпук (Швейцария). Сюжет романа интригующий. Действие разворачивается на протяжении 350 лет. Первую половину этого срока главный герой Орландо проживает мужчиной, а вторую – женщиной.

На первый взгляд эта идея кажется весьма странной. Но, к примеру, в Евангелие сказано: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». То есть при определенных условиях, как это ни странно звучит, половая принадлежность вообще не имеет значения. Современная медицина уже позволяет менять пол, при этом очевидно, что суть человека остается неизменной.

Первая часть начинается в эпоху королевы Елизаветы I,  которая благоволит к 16-летнему юноше Орландо и делает его фаворитом. Вирджиния Вульф пишет: «Он – поскольку не было никаких сомнений в том, что он мальчик, хотя наряд его по моде тех времен скрывал пол – энергично рассекал воздух кинжалом возе головы мавра, покачивающейся на стропиле». Вторая часть описывает историю любви Орландо к Саше, дочери русского посла. Но Саша предает его чувства, и наш герой переключается на поэзию, но и тут его настигают разочарования. Наконец, в четвертой части, Орландо делает политическую карьеру, но однажды, крепко заснув, через 7 дней просыпается существом иного пола. Теперь женщина Орландо возвращается в Англию, где за время ее отсутствия наступила эпоха Просвещения. Уже в начале XX века Орландо становится матерью и писательницей, что становится финалом романа.

Балетная постановка перевела этот роман на язык музыки и танца, в котором женщины исполняют мужские роли, а мужчины – женские. Дуализм, заложенный в образе Орландо, повлиял и на музыкальный выбор Кристиана Шпука, по мнению которого лучше всего этому соответствует такой музыкальный инструмент, как виолончель. Чтобы зрители понимали, что происходит, голос за сценой комментирует происходящее. «Повествование больше походит на сон, чем на реальность, - отметил хореограф Шпук. – В нем есть почти невесомая легкость и юмор. И в то же время Вирджиния Вульф задается поразительно важными вопросами: что есть пол человека? Как быстро проходит субъективно воспринимаемое время жизни? Или: сколько разных «я» живет в личности художника?» Ответы на все эти вопросы она предлагает искать читателям романа.

По словам Ольги Смирновой, ведущей солистки ГАБТ, балет «Орландо» о чем-то общечеловеческом, о тех чувствах, которые испытывают мальчик и девочка, мужчина и женщина. В некоторых персонажах зрители могут и себя тоже узнать. На протяжении двух актов Орландо проходит через палитру различных чувств: через влюбленность и разочарование, увлечение поэзией и гнев. В итоге, он приходит к пониманию: нужно жить сегодня и сейчас.

Руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев признал, что сам роман Вирджинии Вульф считается огромным источником образов, обстоятельств. «Орландо» является именно тем материалом, который дает возможность по-новому проявить себя актерам Большого театра.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы Большого театра

Яндекс.Метрика