«Альфа и Омега» - первая опера на иврите в России, которую представил публике театр «Геликон-опера». Как известно, замысел этой оперы возник у израильского композитора Гиля Шохата еще в школе, когда он попал на выставку работ норвежского художника Эдварда Мунка (1963-1944) и увидел серию его рисунков. Мунк создал их в качестве иллюстрации к своему стихотворению: «Альфа и Омега были первыми людьми на острове. Альфа лежал на траве и спал. Омега пощекотала его травинкой, и он проснулся.

Помоги мне увидеть свет своими лучами, словами. Все уже существует, но только невидимо мною, будто спрятано у самого дна, где я был до тела. Мы не должны были быть – и только поэтому есть».

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»  рассказал, что «Альфа и Омега» была поставлена на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве в 2001 году. Ее постановка в Израиле сломала привычные стереотипы оперного искусства в стране. Гиль Шохат в своем произведении использует самые различные музыкальные стили, образующие органический сплав, который можно назвать «фьюжн». Когда было принято решение поставить этот спектакль в Москве, композитор предложил, чтобы опера шла на русском языке. Однако я с ним не согласился. Конечно, артистам пришлось нелегко,  но они справились и теперь довольны полученным результатом. Иврит, язык Торы, звучит из глубины тысячелетий на нашей сцене.

Перед зрителем разворачивается библейский сюжет, но значительно отличающий от первоисточника. В начале творения Альфа (Виталий Серебряков) и Омега (Ирина Окнина), первые люди на земле, жили в раю и были счастливы. Любовь и гармония, осененная божественной благодатью, царствовали между ними и повсюду на острове. Идиллию нарушает появление Змея, в обличье красивой женщины (Александра Ковалевич). Змей овладевает Омегой и у нее рождаются первые гибриды (полулюди, полумонстры). Волна похоти накрывает Омегу с головой, она не в силах победить себя, то есть остановиться и подряд соблазняет животных в лесу - Медведя, Тигра, Осла, Кабана, Гиену. Безобразные дети Омеги заполняют остров, Альфу они называют «отцом». В итоге он проклинает и убивает ту,  которую считал верхом творения. Звери-гибриды мстят за убийство матери и уничтожают Альфу. Так навсегда с лица земли был стерт рай. Он остался в подсознании жителей острова как мечта, недосягаемая и прекрасная.

Догадки или просто фантазии на ветхозаветные и евангельские сюжеты всегда существовали в литературе и произведениях искусства. Но богопротивное скотоложство, к которому цивилизации Древнего мира (Индии, Древнем Риме, в Древней Греции, доколумбовой Америки, России) относились терпимо, по иудейским законам наказывалось смертной казнью: «Всякий скотоложник да будет предан смерти» (Исх.22.19). И не случайно, что авторы либретто Дори Манор и Анна Герман приводят Омегу к смерти. Альфа и Омега – первая  и последняя буква греческого алфавита. Круг замкнулся. Трагический финал оперы звучит как призыв к современному человеку, задуматься в широком смысле: кто мы – люди или звери? По какому пути пойдет эволюция, прогресс человечества зависит от каждого из нас.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика