«Три девицы под окном» из известной "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина мечтают о счастье. Для каждой из них – оно разное. Героини пьесы Родиона Овчинникова «30-е мая» Валя, Галя, Рая, уже взрослые женщины, тоже мечтали о счастье, которое было так близко и так возможно. Но суровая реальность рассыпала их в прах. Режиссер Сергей Газаров воплотил в театре Прогресс на сцене Армена Джигарханяна истории жизни этих персонажей. Их исполняет искрометный ансамбль: Инга Оболдина, Ольга Кузина и Ксения Худобой/Александра Мареева.


 

Подруги Валя, Галя и Рая по традиции устраивают девичник раз в полгода, чтобы оторваться от повседневных бытовых забот, связанных с семьей. Дату выбирают случайно, в ходе игры. И в этот раз выпало 30-е мая. Во время застолья религиозная Галя читает по святцам, кого поминает православная или католическая церковь в этот день. Оказалось, к примеру, что тридцатого мая была сожжена на костре святая католической церкви Жанна де’ Арк, командующая французской армией в годы Столетней войны с англичанами. Между подругами завязался спор. Для Гали она святая, а для внешне разбитной Раи – еретичка, скачущая на коне. Не бабье это дело. И даже известную строчку Некрасова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», она оборачивает аргументом в свою правоту: «Крестьянка ведь не села на коня, а всего лишь остановила». Собственная внутренняя несвобода всегда делает человека нетерпимым по отношению к тем, кто способен идти напролом, вопреки общепринятым правилам морали и поведения в обществе. Образ Жанны де’Арк – это мощный  женский вызов на века.

Героини много танцуют, раскованные, эпатажные телодвижения выплескивают наружу внутреннюю зажатость. Внешне современная Рая живет под гнетом мужа, которого она раболепно обслуживает и который позволяет себе поднимать на нее руку. Валя предлагает ей ролевую игру, то есть разыграть сцены, где она будет в роли ее мужа. Выясняется, что Рая, чем бы ни была занята, всегда как выдрессированная собачонка бежит провожать и встречать мужа. И даже снимает ему ботинки, если тот захочет. А ведь таких, как Рая, миллионы в России и в наши дни. «Зачем ты так делаешь? Почему не можешь остановиться?», - спрашивает ее Валя, понимая, что предложила подруге жестокую игру. «Мне говорила бабушка, что так положено…».  Да, заветы бабушек из глубины веков живут и не умирают…

Актриса Инга Оболдина рассказала, что она сразу откликнулась на предложение Сергея Газарова принять участие в спектакле «30-е мая». Ей всегда импонирует в его постановках театральность, которой сейчас так не хватает. Ведь театр – это праздник! Сергей Газаров отметил, что этот спектакль всегда будет разным. И меняться он будет в зависимости от того, как героини будут чувствовать друг друга.

Драматург Родион Овчинников в различных героинях показал типажи женщин нашего времени. Валя – самостоятельная, не очень счастливая, личная жизнь не сложилась, но вполне уверенная в себе. Эмансипированная женщина XXI века. А Галя живет верой, которая дает ей опору и ориентиры в жизни. Она подкрепляет свои мнения цитатами из Евангелия. Они не всегда дают исчерпывающие ответы на противоречивые жизненные ситуации. Как возможно простить палачей, отправлявших на костер праведников или в XX веке детей в газовые камеры? И слабохарактерная Рая ментально из глубинной России, уговаривающая себя, что все так и должно быть в ее жизни. Типичный консервант.

«Желаю тебе жить в эпоху перемен», - говорят китайцы, когда хотят пожелать ближнему что-то не очень хорошее. С другой стороны, иногда, даже разбив, быть может, что-то хорошее, можно сложить что-то лучшее. Это в общественной жизни. А в личном плане: главная мера ума – это способность меняться.

Светлана Телятникова-Никабадзе. фото Веры Юрокиной

Яндекс.Метрика