В «Новой опере» – премьера «Мертвый город» Э.В. Корнгольда (1897–1957). Композитор написал эту оперу в 23 года, и она имела огромный успех. Звучала символично после первой мировой войны, и чрезвычайно актуально звучит сейчас. Хотя войны там нет, но есть смерть близкого человека, которую переживает большинство людей за свою жизнь. В основе либретто повесть Ж. Роденбаха «Мертвый Брюгге». Вдовец Пауль (Рольф Ромей, Швейцария) оплакивает смерть жены Мари (Марина Нерабеева), создавая культ вокруг ее образа.

Он зажигает свечи возле портрета любимой, хранит ее вещи и т. д. Его никто и ничто не интересует. В видениях Пауля появляется женщина по имени Мариэтта, похожая на жену. Он рассказывает об этом доктору Франку (Артем Гарнов), который предостерегает его об опасности погружения в ирреальный мир. Пауль не воспринимает совет врача, приглашает даму в свой дом. Там вручает ей старинный инструмент вместе с нотами из клавиров супруги. И она исполняет песню о вечной любви. Вдруг Мариэтта замечает портрет Мари и узнает в нем себя. В конечном итоге Мариэтта, пытаясь вернуть Пауля к нормальной жизни, начинает насмехаться над вещами жены, которые ему дороги. В приступе бешенства Пауль убивает Мариэтту. И вот теперь для него обе женщины окончательно похожи. Доктор Франк предлагает своему пациенту Паулю покинуть город, и тот соглашается.  

По словам Валерия Бархатова, режиссера-постановщика оперы, после войны зрители увидели в Пауле человека, не способного выбраться из бесконечной скорби, как и все европейское сообщество, скорбящее по культуре, которая никогда не будет прежней. Людям свойственно окружать себя вещами из разрушенных миров. В спектакле нет никакой умершей супруги, а речь идет о тяжелом разводе и о процессе избавления от прошлого. Может быть, это даже в какой-то мере тяжелее: знать, что этот человек где-то есть, а в твоей жизни его больше нет.

События спектакля разворачиваются в трех плоскостях: реальность, воспоминания о жизни с супругой и встречи с Мариэттой. Но происходят ли эти встречи  на самом деле или только в сознании Пауля?..  С технико-постановочной точки зрения опера представляет собой необычное решение. Действие происходит в павильоне, построенном на оркестровой яме, а оркестр – в глубине сцены. Артисты располагаются максимально близко, иногда на втором этаже. Дирижер взаимодействует с солистами при помощи камер и мониторов.

В России опера «Мертвый город» была поставлена впервые. Она стала первой постановкой Валентина Урюпина в статусе музыкального руководителя и дирижера театра «Новая опера». Маэстро, как отважный мореплаватель, взял курс на открытие новых, забытых или неизвестных оперных сочинений. Для многих слушателей «Мертвый город" явился в своем роде opera incognita.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика