С 26 мая в широкий прокат выходит историческая военная драма «Аманат» Антона Сиверса и Раифа Кубаева. Слово «аманат» (араб.) - важный термин в исламской культуре. Это правила жизни, в основе которых поклонение Аллаху, честь и достоинство. Фильм посвящен реальной истории любви сына имама Шамиля, Джамалутдина, и Лизы Олениной во время кавказской войны. Джамалутдин оказался аманатом (заложником) большой политики и в 9-летнем возрасте был отдан отцом в Россию в знак личной преданности.  

 

Однако колониальная война России с народами Дагестана не закончилась. Лев Толстой, приехавший на Кавказ в 23 года, писал, что «война – такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести. Война не любезное, а самое гадкое дело в жизни. И надо понимать это, а не играть в войну. Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны». В одном из набегов на грузинские земли в 1855 году имаму Шамилю удалось обменять знатных заложников на своего сына. Тот к тому времени получил образование в Санкт-Петербурге и находился на воинской службе в чине поручика. В фильме события разворачиваются иначе: ставший императором Александр II предложил Джамалутдину поехать на родину и передать от его имени, что Россия готова к перемирию. Вопреки ожиданиям, миротворческая миссия Джамалутдина оказалась безрезультатной, противоборствующие стороны продолжили воевать.

Как известно из истории, Имам Шамиль боролся с российской армией в течение 25 лет, в плен попал в 1860-м. Александр II, проявив мудрость, не казнил влиятельного противника, а поселил вместе с семьей в Калуге. Взамен получил от имама Шамиля раскаяние и покоренную территорию. В 1869 году «пленник» с разрешения императора Александра II совершил хадж в Мекку, оттуда переехал в Медину, где в 1871 году скончался. В фильме звучат слова имама Шамиля о том, что отважные, крепкие сыновья Дагестана не приемлют крепостное право в России. Свободолюбие дагестанцев подчеркивают живописнейшие кадры величественной горной гряды Кавказа.

 

Любовная история Джамалутдина (Амин Хуратов) и Лизы Олениной (Варвара Комарова) наполнена красотой и романтикой. От подаренной маленькой Лизой книжки «Робинзон Крузо» (с засушенным кленовым листом внутри в качестве закладки) через забор Александровского кадетского корпуса и до их встречи, спустя годы, в богатой усадьбе Олениных. С чаепитиями и беседами в саду, прогулками по бескрайним русским полям и, конечно же, взаимными признаниями в любви. Без сомнений, что Джамалутдина интересовало военное дело не так, как математика и физика, и православные традиции нравились больше, чем мусульманские, и русская девушка Лиза была милее и прекраснее, чем любая кавказская.

«Happy end» не случился в фильме, его не было и в жизни Джамалутдина. В фильме он погиб от ранений на дуэли, дрался с несостоявшимся женихом Лизы, в жизни –  по некоторым источникам, от болезни в результате тоски по Лизе Олениной. Режиссеры картины Антон Сиверс и Рауф Кубаев предлагают зрителям ответить на вопрос: «Джамалутдин – заложник большой политики или большой любви?» Несомненно, что благородный во всех отношениях молодой человек оказался заложником двух скрестившихся ситуаций, из которых не увидел для себя выхода. В XXI веке режет слух  высказывание имама Шамиля, звучащее актуально сегодня: «Тот, кто думает о последствиях войны, не герой». По поводу реплики одной журналистки на эту тему, Рауф Кубаев ответил лаконично: «Такая мысль имеет право на существование». Все мировые религии признают ценность человеческой жизни. С другой стороны, «Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто более ценное», - написал военный летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, принадлежавший планете Земля.

Светлана Телятикова-Никабадзе, фото пресс-службы МИА «Россия сегодня»

Яндекс.Метрика