ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет проект «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» - первую выставку итальянского натюрморта в России. Выставочный проект открывает посетителям новые имена и рассказывает об обновленных атрибуциях (характеристиках). В экспозиции показаны 70 произведений из крупнейших российских музейных собраний. Известно, что натюрморт ассоциируется, прежде всего, с Голландией, где он превратился в эталон жанра.

 

Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий 20-го столетия. Живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, служивших для украшения городских палаццо и загородных вилл местной знати. Сегодня, благодаря продолжающимся исследованиям, мы понимаем, что итальянской школе XYII века принадлежит значительное место в развитии этого жанра. Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала весомое влияние на творчество художников других стран. Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями.

 

Неподдельный интерес у посетителей вызвала необычная картина в Белом зале «Голова и корзина с фруктами» придворного художника-декоратора Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593), родившегося в Милане в крепкой художественной семье. Это один из длинного ряда странных, удивительных портретов из овощей, написанных этим художником. Некоторые современники даже считали Арчимбольдо сумасшедшим. К болезням ума, как выяснилось позднее, он действительно имеет отношение. В наши дни психологи порою используют его картины в терапии для лечения пациентов. Но не все портреты, созданные им, состоят из фруктов и овощей. К примеру, из не представленных работ «Библиотекарь» состоит из книг, «Официант» - из бочек и бутылок. «Юрист» - из книг, тушки, курицы и рыбы. Искусствоведы подозревают, что на картине «Юрист» изображен Ульрих Засиус, двуличный вице-канцлер Максимилиана II. Благодаря тому, что Джузеппе Арчимбольдо описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий. По сути дела, это был художник, который часто развлекал августейшую семью, придумывая самые разные интересные вещи.

 

Большинство имен, представленных на выставке, новы для российского зрителя. Среди них - неаполитанцы Джузеппе Рекко, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.

 

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы музея

 

Выставка продлится до 26 мая

Яндекс.Метрика