В Музее С.С. Прокофьева в Камергерском переулке, 5/6 открылась экспозиция «Коллажи Альфреда Шнитке», приуроченная к 90-летию со дня рождения композитора. «Это один из самых знаковых композиторов в истории советской музыки XX века, - подчеркнул Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского национального  музея музыки. - В названии выставки слово «коллаж» выбрано не случайно. В музыке такой термин всегда применяется к произведениям, состоящим из самых разных цитат».

 

 

Новаторство Альфреда Гарриевича нашло отражение в полистилистике (неологизм Шнитке). Так композитор называл собственный оригинальный способ сочинения музыки, заключавшийся в создании музыкального коллажа из тем или фрагментов в разных стилях. Атональная музыка сменялась темой  барокко или романтизма, а дальше могла следовать самая банальная песенка. Работая во всех жанрах и стилях, Шнитке умело сочетал простое и сложное, используя цитаты «от Баха до Оффенбаха». Он наполнял произведения философским смыслом. Ангельское и дьявольское, столкновение добра и зла – главные темы его творчества. Среди экспонатов выставки представлены личные вещи композитора: письменные принадлежности, книги, награды, предметы мебели. У посетителей есть возможность услышать запись голоса композитора, когда он отвечал на вопросы своих почитателей.

 

В свое время Альфред Шнитве считался самым модным автором музыки к фильмам и театральным спектаклям, хотя писать для кино и театра считал занятием презренным. Дело в том, что все его крупные сочинения не были рекомендованы советской цензурой к исполнению, поэтому  автору ничего не оставалось, как погрузиться в доступную тематику. Он написал музыку ко многим фильмам (около 60), среди которых «Мастер и Маргарита», «Мертвые души». Спектакли супер популярного в советское время Театра на Таганке при главном режиссере Юрии Любимове также были поставлены с его музыкой.

 

По мнению Ларисы Баженовой, директора Государственного центрального музея кино, творческий тандем Альфреда Шнитке и Андрея Хржановского поистине уникален. Совместными усилиями они создали анимационные шедевры, наполненные удивительными образами – «Я к вам лечу воспоминаньем…», «Шкаф», «Стеклянная гармоника». Эскизы к этим работам представлены на выставке Музеем кино. Но и здесь творческая свобода не осталась без внимания соответствующей организации. Например, мультфильм «Стеклянная гармоника» был запрещен и до конца перестройки оставался на полке. В нем цензура разглядела историю о том, как тоталитаризм рушится изнутри, когда настоящий художник возвращает людей к идеям гуманизма. Главный герой, музыкант-спаситель, очень похожий на Иисуса Христа, напоминает людям о вечных ценностях.

 

Альфред Шнитке – автор 3 балетов, 4 опер, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, хоровой, вокальной и инструментальной музыки. В 1990 году композитор вместе с женой и сыном переехал в Германию, где преподавал в Гамбургской консерватории. После тяжелой болезни скончался 3 августа 1998 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Светлана Телятникова-Никабадзе,  фото 1 (врез) из мультфильма "Стеклянная гармоника"

Яндекс.Метрика