
ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX–XX ВЕКОВ
ВОЛХОНКА, 14.
Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», подготовленная в рамках Года Британии в России, посвящена двум ярким представителям английского «эстетического движения».
В России имена Бердслея и Уайльда стали популярны в начале ХХ века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилев и др. Особую роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно». Однако до настоящего времени изысканная графика Бердслея существовала для любителей английского искусства в России исключительно в репродукциях.
Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина впервые представит зрителям значительную часть графического наследия художника из собраний музеев Великобритании, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт. Один из важнейших разделов выставки – зал «Саломеи». Пьеса, написанная Оскаром Уайльдом на библейский сюжет в 1891 году, стала главным связующим звеном между творчеством Уайльда и Бердслея.
На выставке также представлены иллюстрации О. Бердслея к комедии Аристофана «Лисистрата», к книге Т. Мэлори «Смерть Артура», афиши спектаклей, политические карикатуры.
Выставка охватывает основную прижизненную иконографию Уайльда и Бердслея, включая их известные фотопортреты, а также портреты Бердслея в исполнении художников Уолтера Сикерта и Жака-Эмиля Бланша. Несомненный интерес представляет литография Анри Тулуз-Лотрека с портретом Оскара Уайльда на фоне зданий парламента, сделанная на основе его зарисовок после встречи с писателем в Лондоне.
На выставке экспонируется несколько меморий, включая автограф Уайльда, с рукописным отрывком из последнего произведения писателя «Баллада Редингской тюрьмы», подаренный русскому переводчику и биографу писателя К.И. Чуковскому литературным душеприказчиком Уайльда Робертом Россом.
Экспозиция впервые объединяет работы известных и менее известных мастеров русского Серебряного века, ставших последователями художественных новаций Обри Бердслея. Среди них – «Дама и кавалер» (1903),«Влюбленные» (1907), «L'Amour de la Marquise» (1914) и другие работы Константина Сомова из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского музея и Третьяковской галереи; графика Николая Феофилактова для журнала «Золотое руно» из коллекции Третьяковской галереи; «Классический мотив» (1906) Льва Бакста, «Фривольная сценка» и «Влюбленная артиста» (нач. 1910-х) и другие произведения Мисс (Анны Ремизовой-Васильевой) из собрания Русского музея и частных собраний.
Специальный раздел выставки посвящен ранним постановкам «Саломеи» на русской сцене. В нем экспонируются эскизы костюмов, выполненные Александрой Экстер для спектакля Александра Таирова в Камерном театре (1917) из собрания ГЦТМ им. А.С. Бахрушина и другие произведения.
Всего на выставке будет представлено около 150 произведений из собраний Музея Виктории и Альберта, Галереи Тейт, Британского музея, Портретной галереи, а также из Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Музея ГАБТ России и частных коллекций.
Специально для этой выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина и Британский Совет подготовили образовательную программу, в рамках которой будут проходить кинопоказы, встречи с кураторами выставки, известными литературоведами и искусствоведами.
Автор идеи выставки: Зинаида Бонами
Кураторы: Ольга Аверьянова (фотографии), Анна Познанская (английское искусство), Алексей Савинов (русское искусство).
Выставка открыта до 14 ноября 2014 года
Фото Аллы Буловиновой,
Владимира Орехова