ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIXXX ВЕКОВ
  ВОЛХОНКА, 14. 
       Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», подготовленная в рамках Года Британии в России, посвящена двум ярким представителям английского «эстетического движения».

 В России имена Бердслея и Уайльда стали популярны в начале ХХ века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилев и др. Особую роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно». Однако до настоящего времени изысканная графика Бердслея существовала для любителей английского искусства в России исключительно в репродукциях.

 Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина впервые представит  зрителям значительную часть графического наследия художника из собраний музеев Великобритании, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт. Один из важнейших разделов выставки – зал «Саломеи». Пьеса, написанная Оскаром Уайльдом на библейский сюжет в 1891 году, стала главным связующим звеном между творчеством Уайльда и Бердслея.

 На выставке также представлены иллюстрации О. Бердслея к комедии Аристофана «Лисистрата», к книге Т. Мэлори «Смерть Артура», афиши спектаклей, политические карикатуры.

 Выставка охватывает основную прижизненную иконографию Уайльда и Бердслея, включая их известные фотопортреты, а также портреты Бердслея в исполнении художников Уолтера Сикерта и Жака-Эмиля Бланша. Несомненный интерес представляет литография Анри Тулуз-Лотрека с портретом Оскара Уайльда на фоне зданий парламента, сделанная на основе его зарисовок после встречи с писателем в Лондоне.

 На выставке экспонируется несколько меморий, включая автограф Уайльда, с рукописным отрывком из последнего произведения писателя «Баллада Редингской тюрьмы», подаренный русскому переводчику и биографу писателя К.И. Чуковскому литературным душеприказчиком Уайльда Робертом Россом.

 Экспозиция впервые  объединяет  работы известных и менее известных мастеров русского Серебряного века, ставших последователями художественных новаций Обри Бердслея. Среди них – «Дама и кавалер» (1903),«Влюбленные» (1907), «L'Amour de la Marquise» (1914) и другие работы Константина Сомова из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского музея и Третьяковской галереи; графика Николая Феофилактова для журнала «Золотое руно» из коллекции Третьяковской галереи; «Классический  мотив» (1906) Льва Бакста, «Фривольная сценка» и «Влюбленная артиста» (нач. 1910-х) и другие произведения Мисс (Анны Ремизовой-Васильевой) из собрания Русского музея и частных собраний.

 Специальный раздел выставки посвящен ранним постановкам «Саломеи» на русской сцене. В нем экспонируются эскизы костюмов, выполненные Александрой Экстер для спектакля Александра Таирова в Камерном театре (1917) из собрания ГЦТМ им. А.С. Бахрушина и другие произведения.

 Всего на выставке будет представлено около 150 произведений из собраний Музея Виктории и Альберта, Галереи Тейт, Британского музея, Портретной галереи, а также из Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Музея ГАБТ России и частных коллекций. 

 Специально для этой выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина и Британский Совет подготовили образовательную программу, в рамках которой будут проходить кинопоказы, встречи с кураторами выставки, известными литературоведами и искусствоведами. 

 Автор идеи выставки: Зинаида Бонами

 Кураторы: Ольга Аверьянова (фотографии), Анна Познанская (английское искусство), Алексей Савинов (русское искусство).

Выставка открыта до 14 ноября 2014 года

 

 Фото Аллы Буловиновой,    
  Владимира Орехова   

 

 

Яндекс.Метрика