ГМИИ имени А.С. Пушкина и компания «Группа ЭПОС» представляют сайт-сателлит официального интернет-портала музея - «Альбрехт Дюрер и его учителя. Немецкая гравюра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Новый информационный ресурс представляет почти 300 высокоточных цифровых образов произведений Альбрехта Дюрера и его учителей - Михаэля Вольгемута и Мартина Шонгауэра, созданных в период наивысшего расцвета немецкой гравюры.
В 1862 году Александр II передал из Эрмитажа в Румянцевский музей 20 170 гравюр западноевропейских мастеров. Среди них была богатая коллекциягравюр Альбрехта Дюрера и других художников немецкого Возрождения. В 1924 году коллекция гравюр Румянцевского музея вошла в состав музея Изящных Искусств (с 1937 года ГМИИ им А. С.Пушкина).В течение XIX и XX вековколлекция немецкой графики постоянно пополнялась. В настоящее время она насчитывает свыше 22 тысяч произведений и является одним из лучших собраний в России после Эрмитажа.
Информационный ресурс germanprints.ru будет состоять из четырех частей: «Альбрехт Дюрер и его учителя», «Альбрехт Дюрер и его современники», «От маньеризма до неоклассицизма», «От романтизма до XXI века», - и охватит все значимые произведения немецкой графики, находящиеся в запасниках музея (всего более 1000 листов). К настоящему времени окончена работа над первой тематической частью сайта.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) - живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый. Он изучал математику и механику, строительное и фортификационное дело. Высочайший уровень мастерства, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими художниками Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Однако, несмотря на все многообразие талантов, современники Дюрера видели в нем в первую очередь непревзойденного мастера гравюры.
Основы этой техники Альбрехт Дюрер освоил в мастерской Михаэля Вольгемута (1434 – 1519), которая была самой большой и знаменитой в Нюрнберге. В ней Дюрер работал с 1486 по 1489 год. Именно здесь он познал все тонкости работы в технике гравюры на дереве. Она была тесным образом связана с книгой и почти всегда создавалась на литературные и библейские сюжеты. Одним из известных заказов, выполненных мастерской Михаэля Вольгемута, были иллюстрации к книге«Всемирная хроника» врача и путешественника Гартмана Шеделя, которая вышла в 1493 году. Работа над иллюстрациями к этой книге длилась несколько лет именно в тот период, когда в мастерской в качестве подмастерья работал Альбрехт Дюрер. Вероятно, он сделав несколько рисунков для гравюр, приобрел навыки в работе резчика по дереву.
В 1489 году Альбрехт Дюрер, после окончания учебы в мастерской Михаэля Вольгемута, поехал в Кольмар, где некоторое время жил Шонгауэр, еще не зная, что тот уже умер.
В истории немецкого искусства Мартин Шонгауэр (1435/1440 – 1491) стал первым художником, обратившимся к занятиям резцовой гравюрой на меди.Он первым в Германии добился тонких тональных переходов и большой пластичности форм, стремился к сложным композициям и перспективным пространственным построениям. В своих работах Шонгауэр использовал множество сюжетов. Помимо религиозной тематики, образцов для ювелиров и мастеров прикладного и шрифтового искусства, он стал изображать жизнь крестьян, жанровые сцены, животных. Его гравюры хорошо знали в Италии. По словам Вазари, Микеланджело копировал произведения этого немецкого мастера.
Дюрер не был прямым учеником мастера и даже не был с ним знаком, ноШонгауэр, как и Вольгемут, считается его учителем. На протяжении всей жизни Дюрер изучал гравюры Шонгауэра, учился не только техническому мастерству, но и построению композиции. Иногда Дюрер использовал гравюры своего предшественника как образцы. Например, композицию Шонгауэра «Успение Богоматери» он перенес в свою серию гравюр на дереве«Жизнь Марии».
В творчестве Альбрехта Дюрера обе техники – гравюра на дереве и гравюра на меди – существовали параллельно и оказывали стилистическое влияние друг на друга. В гравюре на дереве, построенной на контрастах черного и белого, Дюрер впервые продемонстрировал богатые возможности этой техники, показав, с одной стороны, ее декоративные свойства, а с другой – драматический, экспрессивный характер. И то и другое было присуще ксилографии XV века, но в более упрощенных, условных формах. Дюрер усложнил язык линий, сделал формы реалистичнее, ввел в гравюры множество конкретных деталей, придал им характер подробного рассказа и таким образом сблизил изображаемые религиозные сцены с реальной жизнью. При этом специфика ксилографии не только не отступила на задний план, а, наоборот, приобрела максимальную выразительность.
В то время как гравюры Дюрера на дереве способствовали резкому качественному скачку в развитии этой техники, то работы на меди продолжали ее постепенную эволюцию, вершиной которой стали три «Мастерские гравюры» – «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». В этих гравюрах Дюрер предельно сконцентрировал основные идеи, господствовавшие в его эпоху, и показал три жизненных пути, какими мог следовать его современник: это активная деятельность, в процессе которой человек сталкивается с множеством трудностей; их необходимо преодолеть, чтобы достичь цели (гравюра «Рыцарь, Смерть и Дьявол»). Это научная деятельность, для достижения успехов в которой необходимо полное отстранение от мирской жизни («Святой Иероним в келье»). И, наконец, творчество, которое, по мнению художника, всегда приводит к неудовлетворенности. Как результат творческих исканий возникает лист «Меланхолия». Три «Мастерские гравюры», несмотря на то, что сюжетно не связанны между собой, взятые вместе имеют глубокий смысл. В них, по словам Томаса Манна, был заложен «целый комплекс судьбы», в которой «герой» был одновременно и «жертвой». Он стал «предвестником новой высокой человечности».
Альбрехт Дюрер создал около 300 гравюр (по каталогу крупнейшего исследователя его графического наследия Й. Медера – 294 листа, не считая ученических работ). Из них 105 гравюр резцом, офортом и сухой иглой и 189 гравюр на дереве. В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина находится 215 листов Альбрехта Дюрера, не считая вторых и третьих экземпляров (121 гравюра на дереве, 88 гравюр резцом, 2 гравюры сухой иглой и 4 офорта), а также множество копий, выполненных другими художниками. Большинство отпечатков относятся к прижизненным изданиям, а гравюры «Мучение Иоанна» и «Ангел с ключом» из серии «Апокалипсис», группа листов из серии «Жизнь Марии» принадлежат к пробным отпечаткам, что является большой редкостью.
В отличие от графического наследия А. Дюрера, собрание гравюр его учителей в музее весьма невелико. Из 117 гравюр на меди, созданных Мартином Шонгауэром, в Отделе графики ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится лишь 19 листов. На сайте будут представлены 15 листов. А гравюры на дереве МихаэляВольгемута к «Всемирной хронике» Г. Шеделя 1493 года существуют в виде вырезок из книг: 83 черно-белые гравюры с текстами на обороте – единственное, чем обладает музей в настоящее время. Посетители сайта смогут увидеть 28 произведений.
К презентации подготовлена выставка самых знаменитых гравюр Альбрехта Дюрера из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото Аллы Буловиновой