В Театре имени Евгения Вахтангова начался парад премьер на Новой сцене Это - «Минетти» Томаса Бернхарда в постановке Римаса Туминаса ( 3 октября), «Мужчины и женщины» (Или сценарий, по которому живут люди): режиссер – хореограф и автор либретто Анжелика Холина, художник-сценограф Мариус Яцовскис, артисты - Анна Чиповская и Дмитрий Ендальцев (7 октября), И. Пло «Возьмите зонт, мадам Готье!», режиссер-постановщик Владимир Иванов, художник Максим Обрезков,
Народная артистка СССР Юлия Борисова, заслуженный артист России Андрей Ильин (13 октября).
|
|
Минетти не просто персонаж пьесы. Эту пьесу австриец Томас Бернхард написал для реального актера - Бернхарда Минетти. Сам себя он сыграл в 71 год. Владимир Симонов, народный артист России, исполнитель главной роли: «Даже во время спектакля остается ощущение загадки, нерешенности. Этот персонаж и говорит: «Мы все равно не знаем, как мир устроен, математика это или искусство». Автора пьесы Томаса Бернхарда современники называли Enfant terrible – несносный ребенок австрийской литературы. Он открыто демонстрировал свое призрение к нормам жизни и законам творчества. Так же как его герой Минетти.
Мистификация, размытая граница между вымыслом и реальностью. Бернхард не идет навстречу читателю, а запутывает его. Для режиссера Римаса Туминаса и Театра Вахтангова решение поставить «Минетти» было почти революционным.
«Я не очень люблю в театре делать постановки о театре. – признается режиссер. - Но тут исключение из правил, потому что это маленький манифест актерского существования, актерской судьбы».
Сцены спектакля множатся в искривленном зеркале. Королевством кривых театральных зеркал становится и жизнь старого актера. Вся жизнь актера, весь его воображаемый спектакль – в одном чемодане. Там только вырезки из газет и неиспользованная маска шекспировского Короля. Впрочем, реальному Минетти, в отличие от Минетти вымышленного, все-таки удалось сыграть роль короля Лира.
Cпектакль «Возьмите зонт, мадам Готье!».- новая встреча с легендой Вахтанговского театра – Юлией Борисовой. Ради этой роли хрупкая, элегантная Юлия Борисова придала волосам легкий фиолетовый оттенок и впервые вышла на сцену вместе со своими правнуками – Андреем и Машей Борисовыми. Они играют приемных детей главной героини в их детстве. Борисова, известная тем, что никогда не общается с журналистами, и в этот раз верна себе: обо всем самым главном – со сцены – напрямую со зрителем.
Режиссер Владимир Иванов признается: делал эту работу для Юлии Борисовой, вдохновляясь ее талантом и мастерством.
«Это из той плеяды уходящей уже натуры, когда эти люди знают замечательные законы театрального бытия, которые приходят только с огромным опытом и невероятной любви к тому делу, которым эти люди занимаются. Вот этим обладает Юлия Константиновна», - отмечает режиссер Владимир Иванов.
За окном – сумасшедшая метель, а в маленьком отеле «Тишина и покой» собирается странная компания: мадам Готье, сбежавшая от своих алчных приемных детей, желающих упрятать ее в психиатрическую клинику. Приемные дети мадам Готье, разыскивающие свою сбежавшую мать. И пациенты той самой больницы. Персонал отеля состоит из одного человека – загадочного месье Пьера в исполнении Андрея Ильина. Он вслед за Борисовой тоже не дает интервью – выпуск спектакля потребовал всех сил.
Для создания яркого сценического коктейля – гремучей смеси, как шутит Иванов, он пригласил в работу с Юлией Борисовой молодых выпускников своего курса, первый год работающих в театре.
Для всех нынешний спектакль – первая проба работы на Новой, только что открывшейся, сцене Вахтанговского. Особого внимания это потребовало от сценографа Максима Обрезкова. В непривычных камерных условиях ему пришлось наполнять спектакль визуальными символами.
.И все-таки цвет победит черноту. В финале спектакля рождественская елка вспыхнет огнями. А слова мадам Готье – Юлии Борисовой – согреют любого: пока вера и любовь живы, надежда есть.
По материалам пресс-службы театра и новостей культуры
Фото Светлана Телятникова