23 декабря состоялась торжественная церемония открытия "Музейно-выставочного центра "Музей Моды". Созданный еще несколько лет назад, он проводил свои мероприятия на разных площадках. И вот, наконец, обрел постоянное место обитания. Оно поистине знаковое. «Музей моды» занимает несколько небольших залов в одном из самых известных зданий столицы - в Гостином дворе на улице Ильинка, 4, подъезд, 1.

  Здесь, в непосредственной близости от Кремля, еще в XV столетии собирались купцы со всех уголков Руси, а также иноземные негоцианты, стремившиеся к налаживанию взаимовыгодных отношений с Московией. С течением  времени "специализация" этой территории, превратившейся в торгово-ремесленный центр Первопрестольной,  приобретала все больший размах.  Огромным успехом в данном сегменте пользовались текстиль и галантерейные товары. То есть попутно формировались предпосылки для развития моды.

Музейная коллекция, в которую вошли платья, костюмы, головные уборы, аксессуары и обувь конца XIX-XX веков из России, Западной Европы и США, насчитывает около двух тысяч экспонатов. Пока вниманию посетителей представлена лишь малая часть этого великолепия. Настоящая жизнь музея только начинается. Но то, что уже можно увидеть, очень  информативно.

Вот женская накидка с двойными рукавами. И это носили? Нам поясняется: в конце позапрошлого века высоко котировался историзм, обращение к элементам Возрождения, барокко и т. д. Естественно, без буквального копирования.  Молодая актриса, сыгравшая в 1882 году заглавную роль в спектакле "Ромео и Джульетта", появилась на сцене лондонского театра "Лицеум" в платье с оригинальными распашными рукавами и произвела эффект.   А дальше, как говорится, пошло-поехало.

Еще один экспонат - "Визитка". Совсем не то, что сегодня обозначает это слово. Предмет мужского гардероба - однобортный, с отрезной талией, закругленными фалдами. Его надевали на службу банкиры, чиновники, адвокаты. Последние появляться в зале суда облаченными в "визитку" права не имели: требовался исключительно фрак.

Внимание привлекает внушительных размеров кофр. С таким  подобием сундука  обеспеченные люди отправлялись в морские многодневные вояжи - аналог современных круизов.  Мечта путешественника: металлические набойки, на стыках кожа высшего качества, два отделения, обтянутых льняной тканью: одно для вешалок, второе - для аксессуаров. Внутреннее пространство непроницаемо для воды и пыли.

Ценители прекрасного могут полюбоваться платьями первой четверти XX века. Налицо весь победоносный дамский арсенал: бархат, тюль, шелк, стеклярус, бусины, перья, перчатки. Отдельные витрины посвящены театральным сумочкам и шляпкам - соломенным, фетровым, атласным, с искусственными цветами и без. "Есть две вещи, неподвластные пониманию мужчины, - шутила Коко Шанель. - Это тайна Творения и шляпка жены".

Женщина-легенда в середине шестидесятых прилетала в СССР и показывала свои модели в Сокольниках. Но первой ласточкой на этом небосклоне оказался парижский Дом Диора. В 1959 году в резиденции посла Франции, а затем в спортивном клубе "Труд" прошли показы коллекции по эскизам Ива Сен-Лорана. Французские манекенщицы охотно позировали и в интерьерах ГУМа.

В экспозиции музея в Гостином ряду нашлось место и для выразительного фоторяда. В частности, даются крупноформатные снимки, сделанные в знаменитом демонстрационном зале ГУМа.  Знакомая даже по советским фильмам картинка: элегантные манекенщицы на подиуме и скромно одетая, чуть оробевшая публика. Ее соприкосновение с какой-то иной,  немыслимо прекрасной и праздничной, жизнью. Точнее, с мифом о такой жизни...

Впрочем, в эпоху тотального дефицита регулярные походы в демзал носили не вполне отвлеченный характер. Известный историк моды Александр Васильев в своей книге "Русская мода" процитировал отрывок из воспоминаний одного американского журналиста, посетившего Советский Союз в далеком 1957 году: "В ГУМе, крупнейшем универсальном магазине страны, устраиваются показы, которым аккомпанирует настоящий оркестр. Задача вероятного покупателя  просмотреть, отметить номер той или иной модели, которая ему или ей приглянулась, а затем отправиться в другую секцию магазина и приобрести там соответствующую номеру закройку ценой 1 рубль. Потом надо отправиться к портнихе и заказать модель, и дело с концом!"

На церемонии открытия директор МВЦ "Музей Моды" Игорь Корнилов поделился планами. Деятельность первого в нашей стране учреждения, изучающего и популяризирующего историю моды как явление культуры, обещает быть плодотворной. Проведение выставок отечественных и зарубежных дизайнеров и художников, показов, мультимедийных перфомансов, конкурсов, лекций, мастер-классов для взрослых и детей.

Игорь Петрович поблагодарил всех тех, кому музей обязан счастливыми переменами в своей судьбе и хорошими перспективами на будущее. В числе первых он назвал генерального директора "Музейно-выставочного объединения "Манеж" Ирину Толпину и заместителя директора Музея Моды Оксану Романову. Был и коллективный адресат, которому предназначались особенно теплые слова:

- Хочу сказать огромное спасибо всем москвичам, которые совершенно бескорыстно оказывали нам помощь в формировании коллекции. Думаю, наше сотрудничество будет только расширяться.

                    Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика