«Все мои сыновья» в Маяковке  - вторая пьеса Артура Миллера после «Цены»  (2012), поставленная Леонидом Хейфецом в этом театре:  – Про эту пьесу не скажешь, что она только о взаимоотношениях поколений. Это не только отцы и дети, хотя все мы отцы, и все мы дети. Артуру Миллеру удалось обнаружить болевые точки. Оказывается, что война была, есть и, скорее всего, будет. В его пьесе возникают вопросы долга, чести, предательства и возмездия за предательство.

Тема  войны для  сегодняшней России очень своевременна. Несмотря на чудовищные потери нашей страны во время второй мировой войны, российские власти при поддержке не думающего населения легко принимают решение посылать чужих сыновей на очередное кровопролитие. Мы не осознаем, что даже выжившие и не покалеченные участники войн, остаются травмированными навсегда.

Известно, что именно пьеса «Все мои сыновья» принесла славу Артуру Миллеру, называемому совестью американской нации.  Однако, в России эта глубокая пьеса не избалована вниманием режиссеров. Сюжет основан на реальных событиях до и после второй мировой войны. Мать не может смириться со смертью сына, который пропал без вести, и продолжает его ждать, когда уже никто не верит, что тот вернется. Как предательство, она расценивает возникшую любовь между младшим сыном и невестой старшего сына.  По ходу действия выясняется, что исчезновение молодого человека оказывается результатом фатальной ошибки и подлости его же отца.

История провинциального отца, фабриканта, разбогатевшего на войне, полна многих смыслов. Поклоняясь Мамоне, он терпит моральный крах. Зачем богатство, если все оборачивается распадом семьи, изменой родине, идеалам? Отца  убедительно играет Виктор Запорожский.

Перед домом семьи Келлеров лежит могучее мертвое дерево, созданное художником Владимиром Арефьевым, а вокруг, словно падающие сухие ветки,  распадаются родственные связи, казавшиеся нерушимыми.  Роль матери органично исполняют  Ольга Прокофьева, невесты – Полина Лазарева.  Они не могут понять друг друга,  любовь первой – мудрая, жертвенная, второй – неопытная, эгоистичная.

Артур Миллер проводит мысль, что без прошлого нет настоящего.  «Деньги не пахнут!», - сказал римский император Веспасиан, считая, что запах дохода хорош, каково бы ни было его происхождение. Вместе с тем жизнь показывает, что за все надо платить.  Грехи отцов падут на головы детей. От закона причинно-следственной связи  никому не уйти: за преступлением  следует наказание. Это бумеранг…

Светлана Телятникова, фото автора

Яндекс.Метрика