В Доме-музее В.М. Васнецова открылась камерная выставка "Пейзажи Виктора Васнецова", на которой представлены 29 произведений из запасников Третьяковской галереи и собрания самого мемориального музея. Большинство из них широкая публика не видела. Впрочем, и четко акцентированное обращение к пейзажам как к самостоятельному жанру в творчестве выдающегося живописца предпринимается впервые. Виктор Васнецов был родоначальником направления, получившего название "неорусский".

Один из его блистательных последователей - Иван Билибин - вспоминал, как увидел в 1898 году на петербургской выставке знаменитых васнецовских "Богатырей(художник писал картину с долгими паузами в течение двадцати лет): "Сам не свой, ошеломленный, ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа"...

В экспозиции, кстати, есть небольшая   серия этюдов к знаменитейшим полотнам - "Трем богатырям" и "Аленушке". Героиня сказки была списана с деревенской девочки. Правда, в окончательном варианте ее облик несколько изменился и обрел черты собирательного образа. Пейзажи, как правило, безлюдны ("Хвойный лес", "Ромашки", "В окрестностях Абрамцева", "Дом. Новое Рябово" и др.), но человек незримо присутствует. И прослеживается "мысль семейная".  Поэтому, например, три дерева, два повыше, одно - пониже, трогательно названы "Семья елок".



Из домочадцев с огромной симпатией представлена теща Виктора Михайловича, подолгу гостившая у них в имении Ваньково (это недалеко от Абрамцева.) Она несет в себе печать прожитых лет и пришедшей на смену тревогам умиротворенной мудрости. По тональности этюд напоминает картину-элегию Василия Максимова "Все в прошлом". Очень ценно то, что выставка знакомит с фотографиями из мемориального фонда художника. Мы видим окружение Виктора Михайловича, в какой-то степени ощущаем царившую атмосферу, отмечаем бытовые подробности.

Этюды (а их в экспозиции абсолютное большинство) создавались на протяжении почти полувека (с середины 1870-х дл 1917-го). И география широка. Окрестности Парижа, Москвы, Вятки, Ахтырки, Абрамцева, Нового Рябова. В центре размещена большая картина "Затишье", в которой передано магическое предрассветное состояние природы.


- Сам художник придавал большое значение этой картине, - сказала на пресс-показе заведующая отделом исследования творчества В.М. Васнецова Людмила Федорова. - Ведь она была показана на всемирной выставке в Париже в 1910 году и на последней персональной выставке Васнецова, проходившей спустя два года в Москве в Историческом музее. Восхищенный писатель Владимир Гиляровский оставил на титульном листе каталога поэтический автограф:

                                       Дремлют сосны. Дремлют дали.

                                       Отдыхая, дремлет лес.

                                       В воды тихие упало

                                        Отражение небес

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе 

Яндекс.Метрика