«ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ»  - выставка, открывшаяся сразу на двух площадках: в Еврейском музее и центре толерантности и Государственной Третьяковской галерее. Куратор Татьяна Горячева отметила, что зрители имеют возможность увидеть около 400 экспонатов из собраний музеев Швейцарии, Германии, Нидерландов, Франции, Израиля, Азербайджана, Греции и России. В Еврейском музее и центре толерантности - ранний период, в новой Третьяковской галерее – полностью авангардный период, в который входят проуны и архитектурные проекты.

                

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

О ХУДОЖНИКЕ                                         

Лазарь Маркович (Мордудхович) Лисицкий (1890-1941) родился в Смоленской губернии. Рос в религиозной семье деда по отцу, потомственного шапочника. Отсюда, наверное, появилось в 1920 году его новое имя «Эль», в переводе с иврита означающее духовную силу, а также являющееся одним из Имен Всевышнего. Учась в Смоленском реальном училище, он увлекся рисованием и новейшим искусством. В Петербургскую академию художество ему не удалось поступить из-за нарушения академических канонов в экзаменационном рисунке. В 1909 году он уезжает в Дармштадт, где с отличием  окончил факультет Высшей технической школы. В 1912 году он посетил Париж, в 1913 году исходил всю Италию, что пробудило в нем тягу к примитивным формам архаичного, народного и современного искусства. В 1914 году Лисицкий переехал в Москкву. В 1915-1916 гг. посещал эвакуированный туда Рижский политехнический институт для получения русского диплома инженера-архитектора. С 1917  по 1920 гг. у него состоялись выставки в Москве и Киеве. Критики называли Лазаря Лисицкого «художником больших социальных эмоций», высокого творческого накала, обладающим острым чутьем современности.

                                                             

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ      

Творческий путь Лисицкого  протекал до 1933 года. Он творил в чрезвычайно сложную, парадоксальную эпоху беспощадной борьбы классовых идей и идеологий в культуре и искусстве. Это была эпоха ломки отвергнутых историей общественных отношений. Лисицкий придумал термин  «проун»  – проект утверждения нового. Он сам писал о создании проунов так: - Холст картины стал для меня слишком тесным… и я создал проуны как пересадочную станцию от живописи к архитектуре. –  Проуны были созданы в 1919 году. Первым стал «Дом над землей, а также плакат-панно «Станки депо, фабрик, заводов ждут вас». Будучи командирован в Берлин в 1921 году,  до 1925-го он практически исполнял в Европе роль эмиссара советского искусства. Он пропагандировал советский авангард в единстве  концепций (супрематизм, конструктивизм, рационализм). Лисицкий выполнял в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красных бей белых», разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая ее как целостный организм.

Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, подчеркнул: - Тема авангарда – одна из ключевых для нашего музея, а Эль Лисицкий – один из главных русских и европейских авангардистов. Еврей по национальности, он родился в России и прославился на весь мир. Выставка получилась очень интересной и для тех, кто давно знаком с творчеством художника, и для тех, кто только откроет для себя его имя в искусстве.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Выставка открыта до 18 февраля 2018 года

Яндекс.Метрика