ГМИИ имени Пушкина до 30 ноября представляет выставку «Русский Йорданс». Это картины и рисунки художника из собраний России: своих запасников, Эрмитажа, а также музеев из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Перми и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). В экспозиции 18 картин и 31 рисунок. По словам куратора выставки Вадима Садкова, работы Якоба Йорданса приобретала Екатерина II для Эрмитажа. Петр I не покупал его картины, поскольку тогда еще не было больших дворцов для их размещения.
Якоб Йорданс (1593-1678) – один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями. На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и наследием Караваджо. Произведения Йорданса отличают барочная выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира. Он уравнял в своих работах возвышенные и земные темы, что отвечало жизнеутверждающей направленности фламандского искусства. После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственный представителем «большого стиля». У него было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников. Умер Йорданс от загадочной болезни «английский пот" 18 октября 1678 года в один день со своей дочерью. Через год его сын Якоб Йорданс по завещанию отца пожертвовал картину «Омовение и помазание тела Христа» приюту для девочек.
Большинство работ, представленных на выставке, посвящено библейским сюжетам. Самая большая из них по размеру – «Оплакивание Христа». Мы оказываемся лицом к лицу с умершим Христом, только что снятым с креста. Что может быть страшнее? Рушатся все надежды… Это особый момент в судьбе всего человечества! Современники Йорданса, глядя на картину, могли себя чувствовать участниками этого события, потому что Христос одет в традиционные фламандские одежды. И в этой сопричастности глубокий религиозный смысл, заложенный художником.
Хочется подчеркнуть, что в названии выставки «Русский Йорданс» сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся в российских музейных собраниях. Екатерина II и вслед за ней русская аристократия собирали картины великих фламандский мастеров золотого века.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора