ГМИИ имени Пушкина до 30 ноября представляет выставку «Русский Йорданс». Это картины и рисунки художника из собраний России: своих запасников, Эрмитажа, а также музеев из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Перми и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). В экспозиции 18 картин и 31 рисунок. По словам куратора выставки Вадима Садкова, работы Якоба Йорданса приобретала Екатерина II для Эрмитажа. Петр не покупал его картины, поскольку тогда еще не было больших дворцов для их размещения.

  

Якоб Йорданс (1593-1678) – один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями. На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и наследием Караваджо. Произведения Йорданса отличают барочная выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира. Он уравнял в своих работах возвышенные и земные темы, что отвечало жизнеутверждающей направленности фламандского искусства. После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственный представителем «большого стиля». У него было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников. Умер Йорданс от загадочной болезни «английский пот" 18 октября 1678 года в один день со своей дочерью. Через год его сын Якоб Йорданс по завещанию отца пожертвовал картину «Омовение и помазание тела Христа» приюту для девочек.

Большинство работ, представленных на выставке, посвящено библейским сюжетам. Самая большая из них по размеру – «Оплакивание Христа». Мы оказываемся лицом к лицу с умершим Христом, только что снятым с креста. Что может быть страшнее? Рушатся все надежды… Это особый момент в судьбе всего человечества! Современники  Йорданса, глядя на картину, могли себя чувствовать участниками этого события, потому что Христос одет в традиционные фламандские одежды. И в этой сопричастности глубокий религиозный смысл, заложенный художником.

Хочется подчеркнуть, что в названии выставки «Русский Йорданс» сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся в российских музейных собраниях. Екатерина II и вслед за ней русская аристократия собирали картины великих фламандский мастеров золотого века.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика