В Музее русского импрессионизма открылась выставка "Импрессионизм и испанское искусство". Впервые в таком объеме у нас представлено изобразительное искусство страны рубежа XIX-XX веков. Экспозиция знакомит с творчеством 18 художников, которые в той или иной степени испытали влияние французских импрессионистов. Привезены более 50 живописных работ, скульптура и графика из 14 ведущих художественных музеев Испании и 14 частных коллекций. Есть в экспозиции и две картины из Музея изобразительных искусств на Волхонке. 

Выставка проводится при участии фонда "Aurea Cultura Art" и поддержке Посольства Испании в России. 

На пресс-конференции директор Музея Юлия Петрова отметила: впервые в его стенах реализуется такой масштабный международный проект.

- Это событие отражает переход нашего музея в новое качество. Мы работали над проектом два года. Причем в эту работу были вовлечены все музейные отделы. Мне кажется, результат достойный.

Менеджер проекта, директор "Aurea Cultura Art" Чаро Санхуан (Испания) выразила благодарность московским коллегам за столь плодотворное сотрудничество: - Надеюсь, для ваших зрителей выставка станет открытием и откровением. Они наверняка оценят красоту представленных произведений и те чувства, которые вкладывали в них авторы.

В самом деле, широкая публика знает об испанских художниках обозначенного периода гораздо меньше, чем о французских импрессионистах. О ком-то узнает впервые. Так что открытия предопределены. Куратор проекта, историк искусства и писатель Франсеск Фонбона (Испания) в своем выступлении предстал как высокого уровня искусствовед. Для более четкого обоснования сути художественной концепции выставки он прибегнул к некой классификации. Испанские мастера, которых можно отнести к предшественникам импрессионизма, и те, чей личный стиль прочитывается как постимпрессионизм. Те, которые развивали в своем творчестве находки французов на расстоянии, и те, кто волей счастливых обстоятельств становились их друзьями.

Или соавторами, как случилось в дуэте Рикардо Гино и Огюста Ренуара. В 1913 году Рикардо помогал мэтру в его загородной резиденции осуществлять скульптурный проект. Ренуар страдал от сильнейшего артрита и мог лишь объяснять, что и как нужно сделать. Испанец, по сути, стал его" руками". Главным инструментом, который дается художнику природой. Обидно, но после скорой смерти Ренуара все совместные работы были представлены без упоминания имени его самоотверженного помощника. К счастью, Гино в дальнейшей жизни в полной мере состоялся как живописец, рисовальщик и скульптор.

Собственно, исторически процесс двигался в двух направлениях, о чем свидетельствует наблюдение Франсеска Фонбона: "Эдуард Мане, великий предвестник импрессионизма, не скрывал своего восхищения Гойей и многократно использовал испанские мотивы в своих работах".

Экскурсию для первых посетителей блестяще провела сотрудник музея и активный участник проекта Мария Мороз. Экспозиция большая, многогранная. Так что разумно остановиться лишь на нескольких именах. Мариано Фортуни - предтеча импрессионизма в испанской живописи, один из самых востребованных представителей романтического ориентализма. Он, проживший всего 36 лет, еще при жизни снискал оглушительный успех. И был, кстати, очень популярен в России. На выставке можно увидеть его простые по сюжету и очень поэтичные полотна "Дорога вдоль стены" и "Пейзаж Портичи".

Адольфо Гиард жил в Париже и дружил с Дега. Тоже привносил в творчество "женский элемент". Причем его интересовали в качестве моделей не нарядные светские дивы, но женщины из народа, зарабатывающие себе на хлеб ("Деревенская девушка на полевых работах", "Белошвейки в парке").

Постимпрессионист Эрмен Англада Камарас. Его эстетский "Белый павлин" буквально завораживает. Максималиан Волошин посвятил художнику, так органично вписывающемуся в русский Серебряный век, вдохновенные строки: "Он полюбил млечные диадемы загородных садов... и сказочные существа с перламутровыми глазами... тонко нарисованные маски с безумием страусовых перьев на голове".

Хоакин Соролья, пожалуй, крупнейший представитель импрессионизма в Испании. "Я ненавижу тьму, - признавался он. - Клод Моне однажды сказал, что живописи не хватает света, и я с ним согласен". Наглядным подтверждением того, как художник последовательно распространял в своей живописи "область света", служат четыре его произведения, привезенные в Москву. И особенно "Сорванцы на пляже". Вглядываясь в картину, вдруг ощущаешь самого себя в потоках солнечного света, веселой водной стихии и, что самое главное, в объятиях ушедшего детства.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Выставка продлится до 26 января 2020 года

Яндекс.Метрика