Яркой кульминацией Московского Рождественского фестиваля духовной музыки в ММДМ стал заключительный концерт, на котором прозвучала довольно редкая у нас «Большая месса» В.А. Моцарта в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова. Также Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (руководитель Лев Конторович) и солистов Надежды Гулицкой (сопрано), Евгении Асановой (меццо-сопрано), Алексея Нехлюдова (тенор) и Даниила Чеснокова (бас).

 

Владимир Спиваков как скрипач-виртуоз был награжден Золотой медалью Моцарта десять лет назад. Этой наградой ЮНЕСКО удостаиваются за особые заслуги в области искусства великие музыканты. К скрипичным концертам Моцарта маэстро сочинял собственные каденции. Не случайно Булат Окуджава посвятил Спивакову стихотворение «С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга…» А встав у руля Национального филармонического оркестра, он взялся исполнять не только симфонии, но и Реквием, мессы австрийского гения. Для многих слушателей Спиваков ассоциируется с эталонным прочтением партитур композитора. Как он сам очень точно отметил: «Моцарт совершенствует игру оркестра. И чем старше мы становимся, тем все больше и больше признаем Моцарта, постигая и открывая его все в большем объеме».

Немного истории.«Большая месса» Моцарта состоит из 18 номеров. Из них 4 номера (Kyrie, Gloria, Sanctusи частично Credo) композитор написал в 1782 году, в 26-летнем возрасте. Предполагается, что он посвятил эти сочинения либо жене Констанце по случаю ее выздоровления, либо родившемуся в это время их ребенку. Недостающие номера Моцарт перенес из ранних месс. Тем  не менее, «Большая месса» не была закончена. В 1901 году ее завершил Алоис Шмит. Во время сочинения «Большой мессы» до минор Моцарт углубленно изучал и находился под влиянием духовной, полифонической музыки Баха и Генделя. Хотя был  близок к кантилине итальянской оперы. К примеру, в 1-м номере «Kyrie eleison» (Господи, помилуй) выразительные мелодии сопрано органично сочетаются с полифонией хора. Или квартет солистов с мелодиями удивительной красоты номера 17 «Benedictus, quivenitin nomine Domini» (Благословен, кто является во имя Господня). Несмотря на разнородность истоков «Большая месса» представляется удивительно гармоничным сочинением, в котором поразительно ярко проявляются моцартовский стиль и характер.                                                                                                                                       

На концерте, посвященном Рождеству, были представлены 12 номеров. Кажется, что Владимиру Спивакову вместе со всеми исполнителями удалось воссоздать для публики главные идеи и мысли композитора. Вероятно между ними существует какая-то невидимая связь. С другой стороны, маэстро внёс в «Большую мессу» свои краски, придав исполнению собственный неповторимый рисунок, обогативший выдающееся сочинение Моцарта.

Давид Файнгор , Светлана Телятникова-Никабадзе, фото авторов

Яндекс.Метрика