В Музее русского импрессионизма открылась выставка "Юрий Анненков. Революция за дверью".  В таком объеме и разнообразии творчество русского художника, чьи работы ныне входят в число самых востребованных произведений искусства, еще не показывали. Экспозиция знакомит с его живописью, графикой, иллюстрациями из 12 музеев и 17 частных собраний. Впервые в России экспонируются три картины, предоставленные Национальным центром искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж).

                                                             Универсальный дар

На пресс-конференции, предварявшей открытие выставки, научный консультант, сотрудник Третьяковской галереи Анна Дьяконицына сказала: - Устроить такую выставку было смелым решением. Ведь творческое наследие Юрия Анненкова рассеяно по всему миру. Его судьба проецируется практически на весь XX век. Серебряный век, революция, войны, эмиграция. Так сложилось, что этот художник оригинального и противоречивого дарования принадлежал культуре двух стран - России и Франции. Надеемся, что выставка даст счастливую возможность каждому составить собственное представление о мастере.

В структуре выставки используется академический подход - по тематическим блокам. Их немало, ибо Анненков - художник широчайшего спектра. Но наибольшую известность он приобрел как портретист. В первой части экспозиции можно увидеть работы из авторского альбома "Портреты" и папки "Семнадцать портретов". На них запечатлены политические и культурные деятели бурных революционных лет. Лев Троцкий, Григорий Зиновьев, Карл Радек, Анатолий Луначарский, Климент Ворошилов, Корней Чуковский, Максим Горький, Евгений Замятин, Георгий Иванов.

Самое страшное из изображений этого ряда - "Александр Блок в гробу. В августе 1921" (бумага, черная и цветная тушь). Юрий Павлович провел у изголовья скончавшегося поэта два часа. "На подушке были вышиты красным две буквы: А.Б.", - вспоминал он потом. Они особенно сблизились во время работы Анненкова над художественным оформлением поэмы Блока "Двенадцать". Оба были в восторге от творчества друг друга. Анненков уверял, что это "новый голос, новая - ахальная, хулиганская... но несомненная поэзия". А Блок назвал его иллюстрации "конгениальным графическим текстом".

Вторая часть экспозиции посвящена театру, в развитие которого художник внес немалую лепту. В качестве сценографа и художника по костюмам он оформил более 70 постановок. Работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом. Музей показывает эскизы декораций и костюмов для спектаклей и массовых зрелищ в Петрограде.

Третья часть рассказывает еще об одной стороне художнической деятельности - иллюстративной. Блистательный рисовальщик еще в гимназические годы обращался к политическим карикатурам. Неравнодушие к политике у него, видимо, в крови: был сыном народовольца, побывавшего в ссылке. В экспозиции представлены шаржи и карикатуры, напечатанные в очень популярном еженедельнике "Сатирикон". И, разумеется,  можно познакомиться с героями "Двенадцати".

                                              Семнадцать линий

Смысл названия "Юрий Анненков. Революция за дверью" прояснила куратор выставки Анастасия Винокурова:

Автобиографическая книга Юрия Анненкова "Повесть о пустяках" была напечатана в 1934 году в Берлине. А название "Революция за дверью" появилось во французском ее издании. И оно совершенно точно отражает суть описываемого времени: революция происходила рядом: за дверью твоей мастерской, твоей квартиры...

Эту мысль авторы концепции сделали ключевой. За условной дверью, в конце концов, для мастера оказалась и революционная Россия. В 1924 году Анненков покинул родину, куда ему уже не довелось не только вернуться, но даже навестить. Его взгляды не обещали радушного приема в СССР. Жестко критиковал Сталина и все, что происходило в СССР. В конце 60-х иллюстрировал Булгакова и Солженицына.

Еще в 1911-1912 гг. молодой художник предпринял вояж во Францию, которая впоследствии стала его второй родиной. Принес стране огромную пользу. Оформлял спектакли Театра Шатле и Театра Мадлен в Париже. В 1945-1955 гг. возглавлял Синдикат техников французского кинематографа. Интересная подробность: именно он способствовал тому, чтобы во французской киноиндустрии статус художника по костюмам был узаконен. В разделе, посвященном эмиграции (это ни много ни мало, а полвека), в глаза бросается портрет до сих пор любимого зрителем Жерара Филипа. Оказывается, Анненков участвовал в создании нескольких фильмов с участием выдающего актера ("Идиот", "Пармская обитель", "Монпарнас, 19").

Три произведения, предоставленные Центром Помпиду. Это аскетичный и темный по колориту "Натюрморт с рыбами". "Портрет старухи" (скульптурная лепка лица, реалистичность изображения вплоть до красных прожилок в глазах). " "Вид на Пантеон из Люксембургского сада" (розовое небо, изумрудная зелень придают облику сада еще больше сказочности).

На вопрос журналистов, как возникла сама идея выставки, директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова ответила:

- Полтора года назад учредитель Музея русского импрессионизма Борис Минц поделился со мной впечатлением от небольшого рисунка Юрия Анненкова "Крыши Парижа": "Там всего 17 линий; я смотрел на этот рисунок и понимал, что Париж изображен абсолютно точно... " Тогда и появилась такая идея. А потом началась работа. Сегодняшняя выставка продолжает нашу серию, посвященную русскому авангарду. С ним интересно работать: он позволяет игру.

                                                                 Ее "незавитая челка"

Есть соблазн в завершение навести крупный план на четыре женских портрета. Сходны в том, что везде отточенный лаконизм изобразительных средств и умение передать суть характера. А характеры очень разные.

Законодательница мод, царившая в бальных залах, светская дама Марианна Зарнекау (урожд. Пистолькорс). У нее взгляд победительницы. Дочь знаменитой княгини Ольги Палей, она унаследовала редкую красоту матери. Меняла богатых и знаменитых мужей, как перчатки. Состоялась в актерской профессии, сделала карьеру на Бродвее.

Минорная красавица Мария Соколовская, за которой до ее замужества ухаживал сам автор портрета. Она предпочла другого. Муж Александр Соколовский служил в Торгпромбанке, занимал солидную должность. А в 1928 году его арестовали "за использование государственных средств не по назначению" (всегда актуально звучащая формулировка). Что стало с ним, можно предположить. Что стало с женой - неизвестно.

Айседора Дункан. Ее представлять надобности нет. Юрий Павлович приходил к ним с Сергеем Есениным в гости на Пречистенку. Диву называл фамильярно - "Дунькой-коммунисткой". Спустя какое-то время они с Дункан встретились в Париже, вспоминали былое. Потом водитель повез художника домой, случилась авария, в которой пассажир, к счастью, отделался ушибами. Два года спустя езда на машине привела танцовщицу к гибели. Мистика какая-то с этими автомобилями...

И главное лицо в мини-галерее. Анна Ахматова. Она позировала Анненкову в 1921 году в Петрограде. Из его воспоминаний: "Застенчивая и элегантно-небрежная красавица со своей "незавитой челкой". Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже - когда она улыбалась".

На выставке постоянно сталкиваешься с креативными решениями. Вот и что касается Анны Андреевны. Можно понюхать ее любимые духи, чей аромат был воссоздан по документальным источникам.

Лариса Ровнянская, фото Владимир Орехов (2)

Выставка работает до 24 мая 2020 года

Яндекс.Метрика