Государственный музей Востока, расположенный в усадьбе XIX века на Никитском бульваре, внутри себя среди множества экспонатов различных восточных культур хранит чудесную жемчужину – Мемориальный кабинет Н.К. Рериха (1874-1947). По словам Ларисы Келим, старшего научного сотрудника отдела «Наследие Рерихов», он был основан в 1979 году, благодаря американке Кэтрин Кэмпбелл-Стимббе, одной из ближайших сотрудниц и друзей семьи Рерихов. Она передала уникальнейшую коллекцию в Советский Союз.

 

Этот дар, куда вошли живопись и графика Николая Рериха и его сына Святослава Рериха, а также предметы декоративно-прикладного искусства из их восточного собрания, положил начало постоянной рериховской экспозиции. У истоков создания кабинета стояла сотрудница музея Ольга Владимировна Румянцева, посвятившая жизнь сохранению и изучению наследия великой семьи. В мемориальном кабинете воссоздана атмосфера дома семьи Рерихов в индийской долине Кулу. Центральное место занимает триптих «Fiat Rex!» («Да здравствует Владыка!»). На стене портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны кисти их сына Святослава, который создал серию замечательных портретов своих родителей. Все члены семьи были коллекционерами. Они собирали произведения в экспедициях, во время жизни в Индии, на аукционах в США. Среди экспонатов – культовая бронзовая и каменная скульптура, тибетские иконы (танкха), индийские миниатюры, буддийская мелкая бронзовая пластика XI-XY веков и библиотека раритетных изданий.

В кабинете, если устроиться на кожаном диванчике под портретами  супругов Рерихов, бросается в глаза картина с красными горами, по которой спускается белый конь. В переводе с санскрита «чинта» - мысль, «мани» - драгоценный камень. Из интерпретаций Николая Рериха целого ряда легенд следует, что в давние времена с далекой звезды упал на землю чудесный камень – Чинтамани. Он хранится в высокогорной обители, но придет час, когда оттуда спустится конь, на седле которого будет сиять Чинтамани, камень счастья, – провозвестник Новой Эры, несущей благоденствие и процветание человечеству. Она наступит с приходом Майтрейи, грядущего Будды. Такое пророчество разительно отличается от того, что сказано в Евангелие. Со вторым пришествием Иисуса Христа связывают Страшный суд, на котором будут судить всех живущих и живших на земле людей.

Неизменный интерес у посетителей вызывает комплект тибетских шахмат из слоновой кости. Они принадлежали старшему сыну Рерихов - Юрию Николаевичу Рериху, известному востоковеду. Примечательно, что фигуры имеют религиозно-политическую трактовку. Верховные духовные лидеры Далай-лама и Панчен-лама – ферзи. Вместо фигур королей – Потала, дворец Далай-ламы в Лхасе и Ташилхунпо, монастырь Панчен-Ламы в Шигатце. Армия воинов (пешек) Далай-ламы – красного цвета, армия воинов Панчен-ламы – желтого цвета.

В 1943 году Николай Рерих написал удивительную картину «Песнь о Шамбале». Эти горные пейзажи Рерих лично наблюдал во время экспедиции на Восток. Поражает разнообразная цветовая гамма – буйство цвета. Это та самая песня, которая играла в душе художника, когда он видел эти горы воочию. Считается, что тот, кто отыщет Шамбалу, получит огромные знания. Как точно выразился знаменитый  английский мыслитель Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила». Своей картиной Рерих старается нас приблизить к тайне Шамбалы. Вместе с тем Шамбалу можно достичь, что удается единицам, в стремлении  раскрыть в себе Высшее Я (англ. higherself). То есть осознать свою глобальную жизненную задачу, называемую предназначением.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика